fiore_del_melo (fiore_del_melo) wrote,
fiore_del_melo
fiore_del_melo

Categories:

Равенна: мавзолей Галлы Плацидии

Самые красивые мозаики Равенны расположены в нескольких шагах друг от друга - прямо из базилики Сан Витале выходишь во двор, где находится знаменитый мавзолей Галлы Плацидии, но временной разрыв между ними около века, в течение которого Равенна успела увидеть низложение последнего императора Западной Римской империи, побывать в течение почти семидесяти лет под властью варваров-остготов и перейти в руки византийцев.

DSC04541.JPG

Углубимся в лабиринты истории. Галла Плацидия (386-450) - дочь последнего императора единой Римской империи Феодосия I Великого. Перед смертью Феодосий успел осуществить мирный раздел наследия Римской империи между сыновьями. Старшему Аркадию досталась Восточная часть со столицей в Константинополе (Византия), а младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. С 395 года греческая восточная и латинская западная половины империи больше никогда не соединялись под единым управлением. Западная часть империи развалилась под натиском варваров спустя 80 лет, а Византия более тысячелетия сохраняла преемственность традиций Римской империи. Напомню, что в 402 году Гонорий перенес столицу свой части империи из Милана в Равенну.

Жизнь Галлы Плацидии была полна приключениями: в 410 году вождь варваров-вестготов Аларих захватил Рим, Галла Плацидия попала в плен и пять лет была женой Атаульфа - преемника Алариха. Когда ее муж умер, брат-император Гонорий выкупил сестру у варваров и выдал замуж за своего полководца Констанция, которого возвел в ранг соправителя. Но и этот муж умирает, а Галла Плацидия становится регентшей при своем малолетнем сыне-императоре и долго правит из Равенны всей Западной империей. Правда при жизни Гонорий успел ее выслать с детьми в Константинополь из-за интриг в борьбе за власть. Давайте посмотрим на героиню повествования - Галла Плацидия справа с ожерельем, а рядом ее дети император Валентиниан III и дочь Юста Грата Гонория



Мавзолей был построен примерно в 425-450 годах по приказу Галлы Плацидии, но главная интрига - мавзолей имени Галлы Плацидии, скорее всего никогда не был ее усыпальницей. Она умерла в 450 году в Риме и была похоронена там. А мавзолей использовался не как усыпальница, а как молельня (капелла), посвященная святому Лаврентию, чтимому в роду Феодосия мученику.

Снаружи небольшой мавзолей в форме креста походит на крепостное строение, как и другие равеннские постройки: ломбардская кирпичная кладка, толстые стены, узкие окна, примерно на полтора метра за прошедшие века он ушел в землю. Когда пройдем внутрь, то увидим купол на парусах, украшенный мозаикой, но снаружи не заподозришь наличие купола. Это характерная особенность ранних купольных построек, что снаружи купол не прочитывается

DSC04520.JPG

На фасаде декор практически не сохранился. Красивый терракотовый узор

DSC04540.JPG

и мраморная резьба над входом

DSC04539.JPG

Здесь мы опять увидим резкий контраст между богатым внутренним убранством и аскетичными наружными формами. Для христианской архитектуры того времени внешняя красота здания, так же красота человеческого тела, мало что значили по сравнению с духовной внутренней красотой. А внутри капеллы - драгоценная жемчужина, светоносные мозаики

DSC04537.JPG

"Входя в этот небольшой, скудно освещенный интерьер, сразу ощущаешь себя перенесенным в иной, неземной мир, где всё дышит чудом и где на всем лежит ечать необычного и драгоценного", - В. Н. Лазарев, исследователь византийской живописи.

Кубики мозаики неправильной формы, поэтому свет отражается под разными углами, создавая волшебное мерцание, которое невозможно ухватить камерой

DSC04532.JPG

И цвета просто поражают: густо-синий сапфировый, золотой, красный. Но больше всего меня удивил нежно-зеленый цвет весенней травы и тонкие переходы цвета от одного к другому, использование полутонов. Как будто писали красками, а не приходилось выкладывать мозаику

DSC04525.JPG

Здесь еще нет бесплотного устоявшегося византийского канона, христианство недавно стало официальной религией империи, поэтому мастера используют наследие античности, обильный растительный орнамент как символика райского сада. Как только переступаешь порог попадаешь как бы в тоннель, над которым распростерт замечательный насыщенный звездный свод. Этот же орнамент повторяется на своде люнетов по трем сторонам капеллы

DSC04521.JPG

Тематика мозаик посвящена спасению души, общехристианским истинам и погребальному обряду. В одном из люнетов сцена мученичества святого Лаврентия - он идет с крестом на смерть (мученика заживо сожгли на решетке за отказ поклониться языческим богам). А в раскрытом шкафчике можно увидеть книги четырех Евангелий, которые вдохновили мученика на подвиг. Фигура святого изображена в движении, завихрения складок символизируют душевный огонь, ведущий его к огню физическому

DSC04526.JPG

В другом люнете контрастная спокойная пасторальная мозаика, в котором Христос предстает в образе доброго пастыря. Фигура Христа в сложном развороте, эта живость позы унаследована от античности

DSC04531.JPG

Очень красивые олени у озера в окружении извилистых узоров напоминают о проповеди Христа как источнике веры

DSC04535.JPG

В центре купола крест как символ победы над смертью со звездами на темно-синем небе, а по углам свода в парусах звери-символы четырех евангелистов (тетраморфы), вот здесь Иоанн в образе орла, а также можно увидеть голубей пьющих из чаши. Апостолы воздевают руки к куполу с крестом, воплощая евангельский призыв "Возьми свой крест и следуй за мной"

DSC04529.JPG

Еще в капелле-мавзолее очень интересные окна, в которых вместо стекол алебастровые пластины

DSC04536.JPG

Магию мозаики невозможно передать техникой, ее можно почувствовать при живом осмотре. Лично я обязательно по возможности повторно полюбуюсь это несравненной красотой.

Tags: #italy, #ЮНЕСКО, Галла Плацидия, Италия, Равенна, искусство, мавзолей Галлы Плацидии, мозаика, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments