fiore_del_melo (fiore_del_melo) wrote,
fiore_del_melo
fiore_del_melo

Толедо. Средневековая шкатулка для драгоценностей

За живописным застывшим во времени  средневековым фасадом, узкими лабиринтами улиц, мощными крепостными укреплениями, в Толедо сокрыты удивительные сокровища искусства, как в драгоценной шкатулке. Это уникальный город, в который хочется вернуться, пусть даже в фотографиях и воспоминаниях. Первая часть рассказа приведет к главной достопримечательности Толедо - кафедральному собору

DSC05917.JPG

Из Мадрида до Толедо можно доехать на автобусе, который останавливается рядом с историческим районом, но лучше про это забыть и приехать сюда на поезде, потому что железнодорожный вокзал Толедо тоже выдающийся, в стиле нео-мудехар, напоминающем о мавританском прошлом: подковообразные арки, орнамент из кирпича на фасаде. Вокзал был открыт в 1919 или 1920 году

DSC05911.JPG

В главном зале большая деревянная перегородка, за которой раньше располагались, я думаю, билетные кассы. Она напомнила мне железнодорожные вокзалы Шри-Ланки, где до сих пор вовсю используют колониальное наследие

DSC05908.JPG

А еще вдоль ограды цвели потрясающие огромные розы, к ним можно было подойти со стороны перрона. А какой фонарь? Сказка!

DSC05912.JPG

От железнодорожного вокзала до исторической части города минут пятнадцать пешком. По дороге встретилась колоритная лавочка с восточными лампами. Их повсюду продают в Испании, у меня руки так и чесались купить себе такую, но проявила силу воли

DSC05913.JPG

Заворачиваю за скалу и ахаю - да, вот именно такая картинка обычно появляется в голове при слове "Толедо" - арочный мост, острые пики Алькасара. Сильно напоминает аббатство Мон-Сен-Мишель во французской Нормандии. Погода в конце апреля выдалась распрекрасная

DSC05915.JPG

Окружающий пейзаж какой-то тоже средневековый, к счастью, никто за века не догадался испоганить эти холмы городской застройкой - свят-свят-свят! Город стоит  на излучине реки Тахо, которая превратится во что бы вы думали? В лиссабонскую Тежу! Это крупнейшая река Пиренейского полуострова берет начало в Испании и впадает в Атлантический океан в районе Лиссабона. Почему мне раньше никто об этом не сказал? Именно из устья Тежу отплывали мореплаватели во время Великих географических открытий

DSC05917.JPG

Входим в город по каменном мосту Алькантара, который до тринадцатого века был единственным мостом, ведущим в город. Название моста происходит от арабского Al Cantara, означающего арка или мост. На одной из башен геральдические символы  Кастилии (замки Кастилии) и Леона (лев). Кастилия - от слова "castle", замок. Только что смотрела фильм про часовню Сент-Шапель  в Париже, и в нижнем храме часть колонн там украшена французской королевской лилией, а часть - такими замками. Это действительно геральдические замки Кастилии, потому что матерью короля Людовика Святого была Бланка Кастильская

DSC05921.JPG

У Толедо классическая европейская история: римляне - вестготы-христиане - мавры-мусульмане - реконкиста. Поэтому у города почти четыреста лет мавританского наследия, что можно понять по этой подковообразной арке, ведущей нас через крепостные коридоры в город

DSC05924.JPG

Как вы уже, наверное догадались, прогулка по городу заставит изрядно попотеть, ведь придется постоянно подниматься и спускаться, город расположен на возвышенности. Первая намеченная цель - это знаменитый кафедральный собор, поэтому медленно продвигаемся к нему.

Проходим мимо музея Санта-Круз, бывшего госпиталя, превращенного в музей в девятнадцатом веке. Госпиталь был основан в конце пятнадцатого века для детей-сирот. Я застряла у красивого портала в стиле платереско - испанская разновидность архитектуры Возрождения, в которой обильно используются декоративные элементы. Название стиля происходит от испанского ювелирный (platero) и подразумевается тонкое, подобное ювелирному, украшение зданий

DSC05927.JPG

Тернистый путь туриста усеян магазинами, внесем яркое пятно в наше повествование - классические испанские сувениры. У меня, к счастью, дома уже есть настенные часы с таким декором, поэтому можно просто полюбопытствовать. По арабской вязи понятно, откуда ножки растут у этого красивого искусства

DSC05931.JPG

Стоит только на пять шагов отойти в сторону от основного маршрута, и никого, такая тишина и спокойствие. Люди по-прежнему живут в этих исторически домах

DSC05935.JPG

Замечательная особенность Мадрида и Толедо: балкончики снизу украшают яркой плиткой, вроде и так у них много красок и солнца, а им хочется еще

DSC05937.JPG

Рядом с собором стоит дом, на стену которого прикрепили два дерева оливы (предположительно). Смотрится красиво
DSC05948.JPG

Билетная касса, где можно взять отличный аудиогид на русском языке, располагается в отдельном здании, напротив входа в собор, что очень удобно. У входа прохлаждалась черная мохнатая собака

DSC05952.JPG

Кафедральный собор святой Марии XIII века, построенный под влиянием французской готики. К сожалению, официальный сайт собора дает только сухую информацию - когда построен, кем перестроен, никаких интересных рассказов, которых заслуживает этот собор. Поэтому покажу то, что мне особенно понравилось, без углублений в историю собора

Портал львов (XV-XVI вв) - южный вход в собор, над которым парит скульптурная группа "Успение Богородицы", херувимы и ангелы сопровождают вознесение на небо Богоматери

DSC05949.JPG

Мне очень понравились ручки больших бронзовых дверей - голова мужчины держит в зубах две извивающиеся женские фигуры

DSC05951.JPG

Попыталась по Гугл поиску картинок определить название этой иконы, так вышли картинки горящего камина. А ведь действительно, этот образ именно каким-то внутренним пламенем привлек мое внимание

DSC05954.JPG

А это огромный во всю стену Святой Христофор - впервые увидела такое огромное изображение в храме. Легенда гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Простодушный великан Репрев начал искать самого могучего владыку. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста. Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя - Христофор, "несущий Христа"

DSC05957.JPG

В соборе за много веков были собраны художественные произведения из совсем разных эпох. Мраморная девушка с черепом и книгой явно не из готической оперы, скорее всего это барокко

DSC05959.JPG

А напротив необычно украшенный орган

DSC05963.JPG

Испанцы во время поездки удивили меня своей любовью к ограждениям, за которую обычно любят покритиковать русских. Одно из самых ярких сокровищ собора - ретабло - расположено за красивой кованой решеткой, облепленной жадными до духовной пищи туристами. Но на изготовление этой шедевральной  решетки  мастер эпохи Возрождения Francisco de Villalpando потратил более десяти лет! Решетка разделена на две горизонтальные части по пять рядов, а наверху распятие и герб Карла V

DSC05972.JPG

А за решеткой удивительное ретабло - сложная архитектурно-декоративная композиция, расположенная за алтарем. В отличие от нашего иконостаса, который ставится впереди престола, отделяя его от остального храма и молящихся,  ретабло  устанавливается сразу позади алтаря, иногда составляя с ним единую конструкцию. Величественное произведение искусства из полихромного и золотого дерева. Его строительство продолжалось шесть лет (1498-1504)

DSC05966.JPG

Я впервые встретилась с таким необычным стилем, отдельные картины похожи на рождественский вертеп. Позже похожее я видела ретабло  в кафедральном соборе Севильи, но этот мне понравилось гораздо больше, в Севилье слишком перегружено все деталями. Жаль только, что невооруженным глазом с такого далекого расстояния сложно рассмотреть детали ретабло, у меня неплохой зум на камере, но этого мало

DSC05971.JPG

А за главным алтарем в капелле Транспаренте алтарь, считающийся шедевром испанского барокко. Уникальной особенностью капеллы является способ её освещения, из-за которого она получила своё имя "Транспаренте" - прозрачная. Напротив капеллы в своде пробито круглое окно, причём место его расположения выбрано таким образом, чтобы луч света от окна падал по центру капеллы на её дарохранительницу. Сразу после создания капелла вызывала противоречивые отклики, в то время как одни восхищались ей как шедевром, другие резко критиковали автора за неуместность и чужеродность барочной, роскошно декорированной капеллы, в строгом готическом окружении. Барочные ангелы уподоблены Антлантам

DSC05976.JPG

За алтарем вход в ризницу и сокровищницу, в которых хранятся прославленные шедевры. Мне очень понравилась Мадонная с младенцем "Virgen del Tesoro" (XIII в) в ризнице. Лица квадратные, но очень проникновенные, как живые
DSC05978.JPG

"Совлечение одежд с Христа" - картина Эль Греко, написанная в 1577-1579 годах для ризницы главного алтаря Толедского собора. На картине изображён Христос, со спокойным безразличием обративший взор в небеса, отрешённый от окружающей его жестокости. Светлый лик Спасителя резко контрастирует с грубыми фигурами столпившегося вокруг него возмущённого люда. Один из них осуждающе указывает пальцем на приговорённого к распятию, а рядом уже идёт спор за его одежду. Человек в зелёном крепко держит верёвку, привязанную к руке Христа, и готовится сорвать с него хитон для подготовки к распятию. На левом переднем плане три Марии горестно созерцают, как в кресте высверливают отверстия для гвоздей. Это была моя первая встреча с работами Эль Греко в реальности, удивительный художник
DSC05980.JPG

"Взятие Христа под стражу" Франсиско Гойя

DSC05982.JPG

Удивительное розовое свечение исходит от хитона Христа, и лицо очень контрастирует с выражением лиц окружающих людей

DSC05983.JPG

Микеланджело Меризи да Караваджо "Святой Иоанн Креститель" (1594-1595)  - специально сфотографировала картину с этого бокового ракурса, потому что фигура как живая, трехмерная, как будто выступает из картины

DSC05984.JPG

Возращаемся из сокровищницы в главную капеллу собора, на выходе средневековый модник, на платье которого гербы Кастилии и Леона

DSC05986.JPG

Напротив ретабло еще одна достопримечательность собора - двухъярусные хоры, на входе в которые нас встречает бесподобная готическая французская скульптура XIV века "Белая дева" (Virgen Blanca). Я просто в восторге от этой скульптуры, столько нежности и жизни в лицах и фигурах матери и младенца

DSC05988.JPG

А нижний ярус хоров занимают деревянные кресла (в греческой православной традиции такие церковные сиденья с откидным креслом, называют стасидии). И эти кресла украшены деревянной резьбой с забавными сюжетами. Вот, например, две обезьяны кормят с ложечки сову

DSC05990.JPG

Лев просто хорошо получился

DSC05991.JPG

Русалки с обнаженной грудью, чтобы монахи не скучали во время долгой церковной службы

DSC05992.JPG

Какой-то горбун из Нотр-Дама

DSC05994.JPG

Красивый фонарь в одной из капелл из синего и изумрудного стекла

DSC05996.JPG

А это одно из очень ярких сокровищ собора дароносица (Monstrance of Arfe, La Gran Ostensoria de Toledo, 1517-1524), сделанная из серебра и золота, украшенная драгоценными камнями мастером  Энрике де Арфе. Эту дароносицу выносят ежегодно во время праздника Тела и крови Христовых (Корпус-Кристи). Столик, на котором стоит дароносица уже в стиле барокко, XVIII век

DSC06000.JPG

Дароносица выполнена в виде готического храма со всеми архитектурными деталями- колоннами, арками и сводами, все это напоминает тонкое кружево. Маленькие скульптурные композиции иллюстрируют сцены из жизни Спасителя - двести шестьдесят статуэток. Восемь килограммов золота 18 карат и 183 килограмма чистого серебра использовались при изготовлении дароносицы, говорят, что оно содержит первое золото, принесенное Колумбом из Нового СветаDSC06001.JPG

Внутренний двор собора с обходной галерей особо не выделяется, но приятно и спокойно гулять в тени галерей

DSC06003.JPG

В галерее сохранилась фреска, которая меня удивила: женщина, похожая на разбойницу с ножом в зубах спускается по лестнице, а в руках у нее, судя по всему, сердце распятого мальчика, которое она вырезала

DSC06008.JPG

В часовне Святого Власия Севастийского (Saint Blaise) сохранились фрески, а мне очень понравился эффектный потолок со звездным небом

DSC06006.JPG

На ребрах крестового свода интересные головы драконов

DSC06007.JPG

Фотографирую окно-розу и выхожу из этого замечательного собора

DSC06010.JPG

Главный фасад собора находится с его западной стороны и выходит на центральную площадь города, имеющую неправильную форму

DSC06013.JPG

Кроме главного фасада собора на площадь выходят здания архиепископского дворца и мэрии Толедо. Можно присесть на ступени или прямо расположиться на площади, как парочка на верхней фотографии и немного перевести дух. В следующий раз пойдем в еврейский и мусульманский кварталы средневекового Толедо

DSC06011.JPG

Tags: retablo, spain, toledo, toledo cathedral, Испания, Толедо, готика, ретабло, собор Толедо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments