fiore_del_melo (fiore_del_melo) wrote,
fiore_del_melo
fiore_del_melo

Category:

Амстердам. Рейксмузей

Чтобы понять, что такого особенного в знаменитых произведениях искусства, нужно ходить в музеи. Сколько бы ни смотрел на репродукции и фотографии, подлинное понимание приходит только при общении с оригиналом. Но готовится к тому, что предстоит увидеть, полезно заранее, на унавоженной почве быстрее появятся всходы. Поэтому сегодня я проведу вас по залам главного художественного музея Нидерландов. К счастью, это не гигант типа Лувра или Эрмитажа,  все можно осмотреть за один раз. Основная коллекция посвящена голландским мастерам, но на минусовых этажах музея спрятан отличный сюрприз. Правда, начнем не со знаменитой живописи Золотого века,  а с истории про шерстяные шапки. Правда же, неожиданно такое увидеть в художественном музее?

DSC03869.JPG+


В 1980 году археологи исследовали могилы голландских китоловов, погибших в семнадцатом веке на архипелаге Шпицберген. На многих останках сохранились на голове вязаные шапки с разными узорами и деталями, скорее всего, владельцев хоронили в шапках, чтобы можно было определить, кто есть кто. Шапки в холодном климате сохранились замечательно, а ведь прошло целых четыре века. Даже цвета легко различить


DSC03870.JPG

На этой шапочке сохранилась даже заплатка. Я очень прониклась историей с шапками. Это говорящие вещи, за которыми стоят призраки их обладателей, которым уже пятьсот лет

DSC03871.JPG

И еще один невзрачный экспонат, который меняет первое впечатление о себе. Вот так он выглядит в витрине - даже  подходить ближе не хочется, чтобы получше рассмотреть

DSC03882.JPG

В мае 1596 года корабль с семнадцатью моряками отправился из Амстердама в Арктику на поиски прохода в Китай. Возглавляли экспедицию Виллем Баренц и Якоб ван Хемскерк. Баренц верил в существование "свободной ото льда дороги" через Ледовитый океан, полагая, что солнце в полярный день должно растопить весь лёд. Судно обогнуло архипелаг островов Новая Земля (Nova Zembla), вышло в Карское море, после чего было сковано полярными льдами. Это была уже третья экспедиция Баренца к Новой Земле. Команде пришлось провести девять месяцев в самодельной хижине в районе Ледяной гавани. Выжили после зимовки только двенадцать человек из команды, которые в шлюпке добрались до обитаемых мест. Среди погибших был и Виллем Баренц, чьим именем сейчас названы Баренцево море, остров Баренца, город Баренцбург и Баренцевы острова.

В 1871 году норвежской полярной экспедицией Эллинга Карлсена была обнаружена сохранившаяся благодаря слою льда хижина Баренца, в которой были найдены посуда, монеты, настенные часы, оружие, навигационные инструменты, а также письменный отчёт о зимовке, спрятанный в печной трубе. В Рейксмузее можно увидеть некоторые вещи из хижины, например, вот эти часы, которые после знакомства с их историей засияли как жемчужина коллекции. Если вы любите книгу Каверина или фильм "Два капитана", то такие истории должны понравится.

А теперь переходим к основной коллекции, прославившей музей. Тут все предсказуемо прекрасно.

Триптих Питера Пауля Рубенса (1613-1615), в центральной части которого сцена уверения апостола Фомы, более известного нам как Фома неверующий. Мужчины на картинах Рубенса всегда крепко сложены, подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи. На лице Фомы написано неподдельное изумление, контрастирующее со спокойным взглядом Христа. А кожа Иисуса выписана удивительно, как жемчуг светится изнутри

DSC03806.JPG

Николас Рококс, бургомистр Антверпена и заказчик этого триптиха, изображен на левой створке. Мне почему-то кажется, что Рококс здесь выглядит как человек нашего времени, просто переодетый в исторический костюм. В кафедральном соборе  Антверпена позже я видела огромный триптих Рубенса "Снятие с креста" и на правой створке справа за священником опять изображен Николас Рококс

DSC03804.JPG

Франс Халс, известный своей свободной манерой письма. Милиционер с бокалом, известный как "Веселый пьяница" (1628-1630). Милиционер весело поднимает свой бокал, чтобы приветствовать зрителя. Быстрые мазки оживляют портрет, человек на картине как будто движется. Этот стиль живописи обеспечил успех Франса Халса

DSC03808.JPG

Сегодня Ян Вермеер - один из самых знаменитых голландских мастеров XVII века. Однако на века его имя было забыто и стало знаменитым только в конце XIX века . Большинство работ Вермеера - одна-две фигуры  в детально прописанном интерьере. От его "Молочницы" ( примерно 1660 г) в музее не хочется отходить. Картина небольшая, но такие красивые цвета. Служанка наливает молоко, полностью поглощенная своей работой. Кроме льющегося молока, все остальное замерло, женщина стоит как статуя в ярко освещенной комнате. Вермеер взял простой бытовой сюжет и сделал его предметом своей картины. Еще для художника очень важно было изобразить свет из окна, как он ложится на поверхность всех объектов

DSC03810.JPG

Ян Давидс де Хем.  Натюрморт с фруктами и цветами (1660 - 1670). Де Хем получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов. В 1626 году этот художник, родившийся в Утрехте, перебрался в Антверпен, где познакомился с роскошной и красочной фламандской натюрмортной живописи. Он стал изображать природу в мельчайших подробностях. Этот натюрморт очень детализирован, его населют всякие разные насекомые. Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью

DSC03811.JPG

Рембрандт ван Рейн "Портрет пары в образе Исаака и Ревекки", 1665-1669,  картина, известная как "Еврейская невеста".   Нежное объятие пары в центре: любящий жест мужчины и нежная ласка женщины. Рембрандта называют великим мастером светотени, его работы показывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Светотень художники используют для передачи объемности и раскрытия драматизма действия.  Смотря на картину в музее, можно увидеть как сияет бриллиант в кольце на руке у Ревекки, подходишь ближе, и видно, что автор добился такого эффекта острым мазком белой краски, удивительно. Эта картина - шедевр позднего Рембрандта, для этого периода характерны красные и золотисто-коричневые тона

DSC03819.JPG

Ян Стен. Дети учат кота танцевать на картине, известной как "Урок танцев", 1660-1679.  Дети учат кошку танцевать под музыку дудочки. Пока они веселятся, кошка мяукает в знак протеста, к ней присоединяется лающая собака. Старик из окна сердито ворчит на детей: почему они не учатся, а занимаются ерундой?

DSC03823.JPG

Тоже Стен "Пекарь Арент Ооствард и его жена, Катарина Кейзерсваард", 1658. Пекарь и его жена с гордостью демонстрируют свои свежеиспеченные хлеба. У пекаря очень забавные штаны и очень мускулистые руки

DSC03825.JPG

Виллем Клас Хеда, "Натюрморт с золотой чашей", 1635. В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна; предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.  Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча - символ окончившейся жизни; серебряная посуда означает земное богатство; ветчина - чувственные радости; лимон - внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь

DSC03827.JPG

Самое знаменитое полотно Рейксмузея находится в отдельном зале - "Ночной дозор" Рембрандта, 1642. Полное название картины "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга". Только в середине двадцатого века после расчитски полотна от копоти обнаружилось, что действие на картине происходит совсем не ночью, а в самый разгар дня. Эта неувязка случилась из-за любви художника к темным фонам, этот прием позволял ему выделять цветом лишь фигуры. Я давно знакома с этой картиной по репродукциям, но только  в музее понимаешь все новаторство Рембрандта. Рядом с этой картиной несколько очень похожих парадных групповых полотен других живописцев. И именно в сравнении понятно отличие "Ночного дозора". Если на других картинах все стоят в шеренгу, как на групповых фотографиях из советского санатория, то у Рембрандта все в движении, фигуры размещены хаотично: прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, лает собака, мальчик убегает, кажется, что люди вот-вот выйдут из картины

DSC03828.JPG

Движутся даже детали одежды стрелков. Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения: в XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале, таким образом она лишилась двоих стрелков, по картине было нанесено более 10 ударов ножом, еще ее обливали серной кислотой. Аркебузиры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь

DSC03829.JPG

Золотистый камзол лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения

DSC03831.JPG

А посмотрите на чудесно выписанный костюм этого толстого увальня: красочный и эффектный наряд с плоским воротником и элегантными перчатками. Бартоломеус ван дер Хелст "Портрет Герарда Бикера", 1642. Это сын богатого и влиятельного бургомистра, вид очень самоуверенного молодого человека, весьма избалованного.  Портрет его отца-бургомистра в черной строгой одежде размещен рядом, различия в костюме сына и отца подчеркивают разность поколений

DSC03838.JPG

Помимо картин в музее интересные предметы мебели декора. Очень люблю инкрустрацию перламутром, так красиво

DSC03844.JPG

Пышная резьба по дереву

DSC03845.JPG

А в полутемном зале выставлены два  удивительных кукольных дома. Но они были созданы совсем не для детей, а для развлечения взрослых, размером они раза в полтора выше человеческого роста.  Кухня в  "Кукольном доме Петронеллы Оортман" (1686-1710). Кукольный дом представляет собой большой шкаф со стеклянными дверями, разделенный на множество отдельных комнат, в которых очень детально проработана миниатюрная обстановка. Этот кукольный дом очень реалистичен. Все содержимое сделано из тех же материалов, что и обычные вещи: мрамор для пола, ореховое дерево, дуб для обшивки стен,  и пропорции сохранены. Китайский фарфор, выставленный в шкафу, Петронелла специально заказывала Ост-Индской компании, даже белье в прачечной было соткано и украшено инициалами хозяйки домика. Сам шкаф полностью инкрустирован черепаховым панцирем, очень красиво, он был сделан  краснодеревщиком из Франции, который несколько лет работал в Амстердаме. Петронелла Оортман была замужем за богатым торговцем из Амстердама Йоханнесом Брандтом, на этот кукольный домик ушло 30 000 гульденов, по тем временам можно было купить полноценный дом на канале. Этот кукольный дом хозяйка показывала только самым почетным гостям по предварительной записи, хвастаясь такой диковинкой

DSC03848.JPG

А это кухня из другого "Кукольного дома Петронеллы Дуноис", 1676. Дом бы сделан для богатой сироты, которая жила со своей сестрой в Амстердаме. В доме есть комната для белья, спальня, подвал, приемная, кухня, столовая. Даже вот маленькая серебряная метла есть

DSC03857.JPG

Красивая картина из фарфора с бело-голубым пейзажем с пейзажем возле Роттердама, приписывается Frederik van Frytom, 1670-1700. Очень изящная работа

DSC03860.JPG

Богатые голландские купцы даже птиц поселяли в фарфоровых клетках

DSC03864.JPG

Семь красивых китайских фарфоровых ваз c замечательной росписью, 1635-1650

DSC03875.JPG

Jacob Marrel "Натюрморт с цветочной вазой и мертвой лягушкой", 1634. Художник специализировался на изображении цветущих тюльпанов. Причудливые формы красно-белых и красно-желтых полосатых тюльпанов были особенно ценными в период тюльпанной лихорадки. Хотя природа создает цветы, она также позволяет им увядать и умереть - точно так же, как мертвой лягушке в правом углу

DSC03878.JPG

Бальтазар ван дер Аст "Натюрморт с цветами", 1625-1630. Великолепный букет из тюльпанов, роз, голубых ирисов, водосбора левкоев в ребристой стеклянной вазе. В течение прошедших столетий некоторые из пигментов, прежде всего более светлых цветов, стали прозрачными. А в правом углу царица Медной горы - ящерка

DSC03880.JPG

Автопортрет молодого Рембрандта, 1628. Еще будучи неопытным молодым художником, Рембрандт экспериментировал. Здесь свет падает на правую щёку, а остальная часть его лица  в тени. Требуется время, чтобы понять, что художник пристально смотрит на нас. Используя кончик своей кисти, Рембрандт сделал царапины в еще влажной краске, чтобы подчеркнуть завитки своих взъерошенных волос

DSC03894.JPG

Фрагмент с картины Рембрандта "Старуха за чтением", предположительно это пророчица Анна, 1606-1669. Посмотрите, как удивительно прописаны рука пожилой женщины. Анна была одной из немногих, кто признал в младенце Иисусе мессию

DSC03891.JPG

Свет падает на старуху с левой стороны, ярко освещая книгу и руку. Кстати, в жизни бархатная накидка на женщине темного цвета, только на фото проявился яркий бордовый. На самом деле изначательно так и была написана ярко, со временем потускнела, и фото смогло передать первоначальный цвет лучше, чем картина вживую

DSC03893.JPG

Это тоже Рембрандт "Товит и Анна с козленком", 1626. Анна смотрит на мужа, не веря своим ушам. Слепой Товит несправедливо обвинил ее в краже козленка, и теперь он просит у бога прощение. Когда-то Товит и Анна были богаты, но теперь в дом к ним пришла нужда, поэтому на одежде Товита прорехи. Но несмотря на это, они не утратили веру в бога. Слепые глаза Товита выражают глубокое раскаяние, широко распахнутые глаза Анны вопрошают, а испуганные глаза козленка невинны, он не видает никаких грехов

DSC03897.JPG

Рембрандт "Иеремия оплакивает разрушение Иерусалима", 1630. Задумчиво понуро смотрит Иеремия в печали. Его пророчество, к сожалению, сбылось: армия вавилонского царя до основания сжигает Иерусалим. Вся трагичность события выражена в позе пророка

DSC03900.JPG

Ларец с украшениями из эмали

DSC03904.JPG

А это, судя по виду, механическая птица

DSC03905.JPG

 "Святая Агнеса" Адриан ван Везеля (1470-1480). Мученицу римской эпохи скульптор нарядил в изящные одежды средневековой дворянки. Скульптуры Ван Везеля имеют типичные повторяющиеся черты: волосы, похожие на парик,  и полуопущенные веки

DSC03908.JPG

Geetgen tot Sint-Jans "Святое семейство", 1495. По легенде святая Анна была замужем три раза, и у нее было три дочери, всех из звали Мария. На этой картине все большое семейство с внуками, мужьями. Слева Анна и ее дочь Мария с младенцем Иисусом. Очень интересные яркие цвета картины: розовые, зеленые, желтые

DSC03909.JPG

А на минусовых этажах музея меня поджидал отличный сюрприз - коллекция азиатского искусства. Здесь практически не было посетителей, а зря. Экспозиция прекрасная. В коллекции представлены четыре основных региона: Китай, Япония, Индия и Индонезия.

Бронзовый Шива Натараджа, 1100-1200.  Индуистский бог Шива многолик, здесь он представлен в своем образе Натараджа (Царь танцоров),  в позе анандатандава, в ореоле огня. Здесь он является одновременно создателем и разрушителем мира. Барабанчик в правой руке отбивает ритм творения, а огонь в левой разрушает все сущее. Шива топчет ногами маленького демона, разрушая невежество и глупость. Богато украшенные бронзовые фигуры индуистских богов носили во время процессий в праздничные дни. Смотришь на грациозного Шиву, и он как будто движется, каждое движение Шивы сопровождается звоном бубенчиков на его лодыжках. Две неодинаковые серьги в ушах символизируют мужское и женское начала

DSC03912.JPG

Замечательная статуя Гуаньинь, 1100-1200.  Здесь буддистское божество Гуаньинь представляется медитирующим на скале. Согласно легенде, он когда-то был найден в этом положении, размышляющим об отражении луны в воде, символе иллюзии и скоротечности в буддизме. Его поза и лицо воплощают внутренний мир и сосредоточенность. Гуаньинь - персонаж китайской, вьетнамской, корейской и японской (Каннон) мифологии, божество, выступающее преимущественно в женском обличье, спасает людей от всевозможных бедствий,  подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома

DSC03913.JPG

Храмовые стражи из Японии, 1300-1400.  Своим пугающим видом и позой они должны отгонять злые силы от входа в храм. Главное зло, против которого они должны бороться - это невежество. Левый стражник с закрытым ртом прозносит последнюю букву японского алфавита - н, правый с открыты ртом - первую букву а. Это символ всех передаваемых ими знаний. Этих стражей в реальном храме можно увидеть в моих рассказах про Японию, например, про в святилище Тосёгу в Никко

DSC03922.JPG

Будда медитирует в позе лотоса. Очень интересно выставлены экспонаты - за спиной невероятно спокойного, погруженного в медитацию Будды два эмоциональных стражника. И еще мне очень понравился строгий белый фон в этом азиатском отделе

DSC03923.JPG

Великолепная дальневосточная керамика, ради которой отправлялись в опасные путешествия европейские моряки. Смотришь и понимаешь, почему так тянул к себе этот изящный полупрозрачный фарфор, такого эффекта очень долго не могли добиться европейские мастера.

Яйцообразная ваза из фарфора, покрытая полупрозрачной белой глазурью, сквозь которую проглядывает орнамент, Китай, 1900-1944

DSC03924.JPG

Очень забавная фарфоровая фигурка сидящего мужчины, покрытая полупрозрачной белой глазурью, Китай, 1700-1799. Посмотрите, как выразительно он ковыряется в ухе!

DSC03925.JPG

Селадоновый графин, Корея, 1100-1199. Селадон - особый тип глазури бледно-серовато-зеленоватого оттенка зелёного цвета, был изобретен в древнем Китае. Изделие украшено инкрустацией из хризантем: цветочные мотивы были вырезаны на стерках вазы, а надрезы заполнены двумя видами глины - белой и чернрй. Затем все было покрыто зеленой глазурью. Такая инкрустация маленькими кусочками цветной глины называется в Корее "саггам". Ваза была покрыта в Японии дорогим золотым лаком, что свидетельствует о высоком уважении к корейской керамике.

DSC03926.JPG

Ну и напоследок зеленый сосуд и курильница, Китай, 1700-1724, 1650. Такой яркий зеленый цвет придавали изделиям при помощи оксидов меди и свинца

DSC03931.JPG

Уф! Как же непросто писать про искусство. На это пост у меня ушло недели две, хотя я прекрасно осознавала при написании, что большая часть посетителей даже не захочет его открыть. Но надеюсь те, кто добрались до сего момента, не слишком утомились и узнали или увидели что-то новое и интересное. А еще в музее необычная активность для посетителей. Посмотрите, на столах лежат различные предметы, на вешалах одежда, необычные шляпы. Можно сесть и прокачать свою творческую чакру - попробовать порисовать самому. Здоровская идея, вот именно так с младых ногтей воспитывается вкус, и именно в этом секрет того, что в голландских городах, как правило, все здания из разных эпох находятся в гармонии, и никто не ваяет уродливых многоэтажек за красивыми кирпичными историческими домами

DSC03942.JPG

А сбоку от музея чудесный сад с фонтаном-шутихой, и отдельными креслами, не передать, как хорошо было здесь расслаблено сидеть после музея в тени огромного дерева и заниматься пипл-вотчингом

DSC03946.JPG

К фонтану выстроилась целая очередь из взрослых - заходишь внутрь, а вокруг тебя пляшет вода, чудесный сад

DSC03944.JPG

Рекомендую заранее скачать бесплатное приложение Rijksmuseum App, во-первых, сэкономите деньги на аудиогиде, во-вторых, с толком ознакомитесь с коллекцией. Приложение доступно на русском языке, есть два маршрута: исскуство голландского Золотого века и главные сокровища музея, во многом эти две экскурсии пересекаются. Или просто можно скачать и посмотреть дома в любое время. Там интересные музыкальные сюжеты сопровождают описание, визуальные эффекты

825641_900.png



Tags: #rijksmuseum, Амстердам, Золотой век, Нидерланды, Рейксмузей, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments