fiore_del_melo (fiore_del_melo) wrote,
fiore_del_melo
fiore_del_melo

Притягательный Париж

Париж стал первым открытым городом в Европе: король-солнце Людовик XIV приказал снести крепостную стену вокруг города и разбить на ее месте зеленую аллею для прогулок. Средневековый огороженный стеной город превратился в современный "город для гулянья", где люди ходят пешком не только для того, чтобы добраться из одной точки до другой, но и просто ради развлечения. Сейчас у Парижа мой любимый размер: город большой, множество маршрутов для разных прогулок,  но очень разнообразный и компактный. Первая половина прогулки была посвящена зеленой зоне Парижа - Булонскому лесу, парку Багатель и авеню Фош, до середины XIX века бывшей загородной территории, а сегодня переместимся в самый что ни на есть центр

DSC04559.JPG

От большей части Елисейских полей, начиная с площади Звезды с Триумфальной аркой я не в восторге. Слишком много людей, слишком мало зелени, надоевшие названия сетевых магазинов, офисы, банки, но часть, прилегающую к площади Согласия, я очень люблю. Улицу так и предлагают делить на две зоны: магазинную и парковую. Я, конечно, предпочитаю парковую часть Елисейских полей, с уютными скверами, зелеными газонами, красивыми клумбами. Один из символов Парижа -  фонтанчик Уоллеса. Такие питьевые фонтанчики из чугуна в конце XIX века подарил любимому городу английский баронет. К фонтанчикам изначально прилагались два железных стакана на цепочке, но в середине двадцатого века мир одноразовой посуды расправился с общими стаканчиками

DSC04551.JPG

Когда в  XVIII веке создавалась площадь Согласия, то находилась она на самой окраине Парижа, отделяя город от предместья Сент-Оноре и парковой зоны, которая через несколько десятилетий станет Елисейскими полями. Завершенная площадь получила имя в честь Людовика XV. В 1770 году здесь случилась трагедия, ставшая несчастливым предвестником событий Великой французской революции: на площади отмечали свадьбу наследника престола будущего Людовика XVI и Марии Антуанетты, от запущенного фейерверка вспыхнул пожар, в большой давке погибли и покалечились люди. И уже в 1789 году восставшие парижане сбросили с пьедестала и переплавили конную статую Людовика, а площадь назвали площадью Революции. На опустевшем постаменте воздвигли временную статую Свободы, выполненную из терракоты. А спустя некоторое время здесь же установили гильотину, которая лишила жизни и Людовика XVI с Марией Антуанеттой, и революционеров Дантона и Робеспьера. Всего на площади было казнено более 1000 человек.

Уличные светильники на площади Согласия выполнены в виде красивых ростральных колонн (архитектор Жак Хитторф, 1837). Рострами называют носы кораблей, украшающие отдельно стоящие колонны, эта традиция началась в Древней Греции и Риме, когда на колонны крепили настоящие носы побежденных вражеских кораблей
DSC04552.JPG

Ужасное колесо обозрения "Roue de Paris"  перед входом в сад Тюильри смотрится дико, даже не знаю, какой идиот дал разрешение на установку здесь этого колеса. Правда, во французской вики написано, что по решению Парижского совета его должны были демонтировать 5 июля 2018 года - хвала небесам! Кто был в этом месяце в Париже, делитесь, убрали колесо или нет? Колесо обозрения было впервые установлено на площади Согласия, чтобы отпраздновать миллениум. Интересно, что колесо периодически разбирали и отправляли путешествовать по миру - в Бангкок, Амстердам, Манчестер, Антверпен, но всегда вновь на зимние месяцы устанавливали в Париже

DSC04556.JPG

А вот два красивых фонтана (1840) очень украшают площадь, люблю их. С южной стороны площади фонтан Морей (La Fontaine des Mers) символизирует морскую торговлю и промышленность Франции, а с северной фонтан рек (La Fontaine des Fleuves) - речное судоходство и торговлю. Архитектор Жак Хитторф вдохновлялся двойными фонтанами площади Святого Петра и площади Навона в Риме, которые также расположены по обе стороны от египетского обелиска

DSC04559.JPG

Пройдя по краю сада Тюильри, я перешла Сену по пешеходному мосту Сольферино (сейчас он называется в честь первого президента Сенегала мостом Леопольда Седара Сенгора). Этот металлический однопролетный  мост покрыт древесиной  экзотического бразильского дерева табебуйя. Мост ведет прямо к музею Орсе. Париж можно назвать городом мостов, через Сену перекинуто целых 37 мостов, многие из которых с очень интересной историей, а еще множество мостов есть на системе парижских каналов

DSC04561.JPG

С набережной Анатоля Франса на левом берегу Сены мне открылся прекрасный вид на многие исторические мосты. Вот прямо к Лувру, к павильону Флора протянулся Королевский мост, или мост Руаяль (1685-1689) - третий по возрасту мост в Париже после Пон-Нёф (Нового моста) и моста Мари. Конечно же, в создании Королевского моста поучастововал король-солнце Людовик XIV, именно он профинансировал строительство этого каменного арочного моста. В XVIII веке мост был популярным местом встреч для различных праздников и торжеств. На мосту есть пометки с указанием самого высокого уровня наводнения в Париже

DSC04562.JPG

Открытка с видом моста Руаяль в 1814 году


                                                                                 Фото с сайта ru.wikipedia.org

Набережная Анатоля Франса превращается в набережную Вольтера и здесь находится антикварный квартал Карре Рив Гош - центр арт-бизнеса и антикварной торговли. На улочках этого района можно найти более 100 антикварных салонов и галерей, где круглый год устраиваются аукционы и встречаются крупнейшие коллекционеры произведений искусства со всего мира

DSC04563.JPG

Кто смог удержаться от подобной фотографии с парижским постерами, тот не я. Но я упорно в который раз воздерживаюсь от их покупки. Хотя они вносят изюминку в современный облик Парижа

DSC04565.JPG

Следующий на пути изящный пешеходный мост, соединяющий Лувр и Институт Франции - Мост искусств (Pont des Arts, Пон дез-Ар). Оцените масштабы Лувра: целых три моста помещаются вдоль фасада музея! На первый взгляд может показаться, что Мост искусств появился в Париже лишь несколько десятилетий назад - его металлические конструкции выглядят очень современно, но мосту более 200 лет, это первый парижский мост, сделанный из железа при Наполеоне в 1801-1804 годах, в то время Лувр именовался Дворцом искусств. До 1848 года за проход по мосту взималась плата в 1 су
DSC04569.JPG

А сейчас на горизонте показался Новый мост. Как это ни странно, но пинком к нынешней поездке в Париж стало желание еще раз пройтись по этому мосту. Меня вдохновила прочитанная замечательная книга Джоан Дежан "Как Париж стал Парижем. История создания самого притягательного города в мире" В книге рассказывается, как в  начале ХVII века Париж, как и другие европейские столицы, находился в оковах средневекового прошлого, но всего за сто лет превратился в тот легендарный, прекрасный и волнующий город, который мы знаем сегодня. За прошедшие столетия Париж претерпел много изменений, избавился от крепостных стен, стал первым городом, который приглашал гостей, а не закрывался от них. Именно в Париже появились первые бульвары и публичные сады, тротуары и удобные для променада мосты. Парижане первыми оценили достоинства общественного транспорта и уличного освещения.

В Средневековье Сена была главной торговой и транспортной магистралью. Новый мост - Пон-Нёф - на самом деле самый старый мост Парижа: это первый городской мост, не застроенный домами, каменный, на нем появились приподнятые дорожки для пешеходов, смотровые балкончики. Если в 1600 году на правом берегу Сены был только Лувр, то после постройки моста к концу века появились Королевская площадь (площадь Вогезов), Елисейские поля

DSC04566.JPG

В 1606 году, когда открылся Новый мост, к нему стали стекаться толпы, чтобы насладитья видом на Сену, что и сейчас, спустя четыреста лет стремиться сделать каждый гость французской столицы. До постройки моста на реку особо неоткуда было любоваться: набережных еще не было, мосты были застроены лавками, как во Флоренции Понте Веккьо, дома часто строились у самой кромки воды

DSC04568.JPG

Новому мосту в книге посвящена целая глава - это захватывающее повествование, даже и не подумаешь, что столько всего интересного может быть связано с мостом. Например, тротуары на Пон-Нёф стали первыми в мире, именно здесь европейцы познакомились с идеей разделения пешеходов и транспорта
DSC04572.JPG

Король Генрих IV стал первым значимым градостроителем, изменившим Париж. Интересна история памятника Генриху IV на Новом мосту: после гибели Генриха от выстрела религиозного фанатика герцог тосканский подарил его вдове - Марии Медичи - бронзовую лошадь. Корабль, на котором везли лошадь, затонул около Сардинии. Через год лошадь вытащили и водрузили на пьедестал там, где стоит сейчас памятник Весёлому королю. Конь простоял без всадника 21 год, и только в 1635 году сын Генриха - король Людовик XIII - приказал отлить и посадить на лошадь статую своего отца. Во время революции в дни якобинского террора статуя короля была свергнута с пьедестала, ее распилили и переплавили. А в 1818 году, после реставрации Бурбонов, Людовик XVIII велел воссоздать статую короля, которая была отлита из той самой бронзы, в которую превратился Наполеон, простоявший несколько лет на верхушке Вандомской колонны. Но литейщики, видимо, тайные бонапартисты, вложили в руку Весёлого короля крохотную статуэтку свергнутого императора, а в брюхо коня - целую кипу текстов бонапартистских песен, которые так там и находятся
DSC04570.JPG

От памятника Генриха IV по небольшой лесенке можно спуститься к скверу Вер-Галан, что находится на стрелке острова Сите между сходящимися здесь рукавами Сены.  Этот популярный уголок острова также связан с именем Генриха: само название сквера - Вер-Галан - означает "Галантный кавалер". Так часто называли монарха, славившегося своей галантностью в обхождении с дамами и пользующегося их постоянным вниманием

DSC04573.JPG

Очаровательные парижские дома с коваными балкончиками

DSC04575.JPG

Горчичного цвета дверь великолепна, именно такие детали притягивают сюда людей со всего мира

DSC04576.JPG

Знаю, что раньше мансардные этажи предназначались для бедноты, но сейчас, наверное, это очень популярные и престижные места обитания парижан, с удовольствием бы пожила в такой мансарде

DSC04577.JPG

Фонтан на площади Шатле был построен по приказу Наполеона в 1806 году, чтобы снабдить парижан бесплатной питьевой водой, а в середине девятнадцатого века к фонтану добавили нижнюю чашу с четырьмя сфинксами

DSC04580.JPG

Старейшая парижская тюрьма - Консержьери -  вытянулась вдоль Набережной часов. Круглые башни с коническими крышами выглядят декорацией к рыцарскому роману - грозный боевой замок посреди сегодняшнего Парижа. Две башни-близнецы - башня Цезаря и Серебряная башня, расположены по обе стороны от бывшего входа в здание. В Серебряной башне долгое время хранилась королевская казна. Последней башней фасада Консьержери является башня Болтунья (Бонбек), именно здесь узников подвергали пыткам, выведывая у них необходимую информацию

DSC04581.JPG

В прошлый раз я ходила на экскурсию в Консьержери, очень мрачное место, но рекомендую всем к обязательному посещению. Большая часть экспозиции там связана с революционным террором, с заключением и  казнью Марии-Антуанетты. Получилось так, что сначала я побывала в жизнерадостном Малом Трианоне в Версале, где проходила беспечная частная жизнь Марии Антуанетты, а потом попала в Консьержери, контраст был разительным.

Совет: здесь же можно приобрести совместный билет для посещения Косьержере и Сен-Шапель - тогда вам не придется стоять в гигантской очереди, чтобы увидеть Святую часовню.


На угловой  Часовой башне Консьержери в 1370 году были установлены самые старые в Париже часы

DSC04582.JPG

Бесподобные кружевные готические башни удивительной парижской достопримечательности - часовни Сент-Шапель. Если вы в Париже впервые, то одним из первых пунктов must-see советую вписать посещение именно этой восхитительной часовни, лучше пропустить поход в Нотр-Дам, чем не зайти внутрь Сент-Шапель

DSC04584.JPG

Площадь перед Нотр-Дам-де-Пари (Place du Parvis Notre Dame, Пляс дю парви Нотр-Дам) и парижская знаменитость, которая не нуждается в представлении. Как в Москве я каждый раз прихожу на Красную площадь, так и в Париже обязательно рано или поздно опять придешь к Нотр-Даму. Именно здесь на площади находится нулевой километр Франции. Хотя очередь на вход в собор обычно выглядит пугающе,  но движется она, как правило, очень бойко, вход в сам собор бесплатный,  заплатить придется только если вы захотите подняться на обзорную площадку на башнях. Западный фасад собора представляет собой гармоничный ансамбль, основанный на игре между вертикальными и горизонтальными линиями

DSC04587.JPG

Невероятное пластическое изящество каменной готической статуи на фасаде собора справа от центрального портала (если считать слева направо -  третья скульптура из четырех). Эта скульптура представляет собой аллегорическое изображение Синагоги. Ecclesia et Synagoga на латыни означает "Церковь и Синагога" (Церковь изображена аллегорически в следующей скульптуре). Такая пара фигур, олицетворяющих церковь и еврейскую синагогу, то есть еврейскую религию, найденную в средневековом христианском искусстве, часто изображается по обе стороны церковного портала, как здесь в Нотр-Даме или в Страсбургском соборе. Их также можно найти по обеим сторонам от креста в сценах Распятия, особенно в романском искусстве. Это молодые и привлекательные женские фигуры. Экклезия (церковь), как правило, украшена короной, чашей и крестом, уверенно смотрит вперед. А синагога с завязанными глазами или смотрит вниз, держит сломанное копье (возможно, намек на Святое копье, которое нанесло удар Христу), и в руках скрижали закона или свитки Торы. Средневековые фигуры Синагоги и Церкви отражают христианскую веру, что Иисус был еврейским мессией, и поэтому иудаизм как религия стал ненужным после установления христианства, поэтому все евреи должны обратиться в христиан

DSC04588.JPG

В углу площади справа от главного фасада собора странный на вид памятник "Карл Великий и его вассалы" (1878 г, скульпторы Шарль и Луи Роше). Скульптуры воспроизводят одежду и другие особенности облачения эпохи Карла Великого, под уздцы коня держат рыцари Карла - Роланд и Оливье, меч Роланда - легендарный Дюрандаль

DSC04586.JPG

С острова Сен-Луи по мосту Мари я перешла на правый берег и оказалась возле нового для себя места - отеля де Санс (Hôtel de Sans) в квартале Маре. Это один из старейших особняков Парижа, сохранившийся еще со средневековых времен. Расположен он на небольшой улочке со странным названием Фигье, что означает улица Фигового дерева. В архитектуре особняка гармонично сочетаются черты поздней готики и Ренессанса. Особняк напоминает собой небольшой замок благодаря угловым башенкам и мощным каменным стенам

DSC04590.JPG

Особняк  был выстроен на рубеже XV-XVI веков в качестве архиепископской резиденции.  После воцарения Генриха IV перешел во владение короля, предоставившего его в распоряжение своей бывшей супруге - Маргарите Валуа, "королеве Марго", вернувшейся в Париж после продолжительной ссылки. Она прожила здесь несколько лет, купаясь в роскоши и богатстве: встречалась со своими возлюбленными, устраивала пиры и празднества. С 1961 года в особняке располагается библиотека Форни - богатая коллекция книг и предметов декоративно-прикладного искусства рубежа XIX-XX  и более ранних эпох, собранная богатым деревопромышленником Самуэлем Форни и переданная им в дар Франции. Вход в особняк - свободный, но,  к сожалению, уже был вечер и я внутрь не смогла зайти

DSC04592.JPG

По кривым улочка вышла на живописную улицу Сент-Антуан, хоть я и уже была раньше в квартале Маре, но на эту широкую улицу никогда не выходила. Она должна была привести меня, наконец, после сегодняшнего пешеходного дня к метро возле площади Бастилии. Улица Сент-Антуна возникла на месте старой римской дороги, соединяющей Париж с Мелуном

DSC04593.JPG

На улице Сент-Антуан кипит барная жизнь, а еще здесь много интересных зданий. Через особняк де Сюлли (Hôtel de Sully) с этой улицы можно через неприметную калитку попасть прямо на площадь Вогезов!

DSC04595.JPG

Забавная мешанина современного и древнего Парижа на фасаде этого кривого дома

DSC04596.JPG


Величественная церковь Сен-Поль-Сен-Луи увенчана вторым по высоте парижским куполом, после купола собора Дома инвалидов. При этом купол церкви Сен-Поль-Сен-Луи почти на полвека старше, она была заложена при Людовике XIII в 1627 году. Для строительства был выбран участок земли на улице Сент-Антуан, где находился особняк, принадлежавший влиятельному ордену иезуитов

DSC04598.JPG

С вечерними огоньками Париж еще более притягателен, а моя сегодняшняя почти двадцатикилометровая прогулка по Парижу подходит к концу возле метро у площади Бастилии. А вернуться в утреннюю первую часть вы можете по ссылке

DSC04600.JPG

Map.jpg



Tags: Париж, прогулка по Парижу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments