fiore_del_melo (fiore_del_melo) wrote,
fiore_del_melo
fiore_del_melo

Париж. Севрская фарфоровая мануфактура

В Париже я жила в районе Булонь-Бийанкур в квартире с роскошным видом на Сену и парк Сен-Клу вот тебе и Сэнт-Клауд Saint-Cloud.  По парку, к сожалению, я не успела прогуляться, но зато в один из пасмурных дней добралась до знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. На само производство просто так не попасть с наскока, но можно посетить музей с замечательной коллекцией, рассказывающей  о развитии керамики, которую считают первым искусственно созданным человеком материалом. Керамика - это первое "искусство огня", появившееся  в эпоху неолита, до того, как человек занялся  обработкой стекла и металла. Керамика - это не только культурный маркер в большинстве обществ, но и самый распространенный материал, созданный человеком



Если вы после моего рассказа заинтересуетесь этим музеем, то нужно доехать на метро линия 9 до станции "Pont de Sèvres", а дальше прогуляться пешком по мосту через Сену. Слева зеленый парк Сен-Клу, который считается официальным местом рождения велоспорта - в 1868 году на аллеях парка прошла первая двухкилометровая велогонка. Севрская мануфактура практически сразу за мостом. Входной билет 6 евро, по Paris Museum Pass бесплатно. Мне очень понравился музей, времени для осмотра требуется не очень много, как раз достаточно, чтобы получить удовольствие без усталости, но единственная проблема - подписи к экспонатам только на французском

DSC04795.JPG

Неожиданно перед входом армянский каменный крест хачкар, переданный в дар Франции в 2001 году. Круглая роза  является символом вечности и связана с образом земного рая;
два растения с семью ветвями, обнимающие крест, представляют собой цветущее дерево рая, дерево жизни, которое стремится к вечной жизни

DSC04797.JPG

Музей керамики был открыт в 1824 году по инициативе ученого Александра Броньяра,  здесь собирают коллекцию керамики разных эпох и стран в научно-исследовательских целях и в качестве источника вдохновения мастеров и художников производства, а с 1876 года музей разместили в отдельном здании, похожем на дворец

DSC04856.JPG

Керамика появляется в результате обжига или сушки глины. Удивительно, как  глина меняет свойства во время обработки при разных температурах, даже способна превратиться  в прозрачное стекло. И в нашем веке из этого же материала делают и керамические зубные протезы, и высокотемпературные сверхпроводящие материалы!

DSC04798.JPG

Древнейший предмет из обожжённой глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Разнообразные глиняные сосуды - основные бытовые предметы, которые были нужны человеку. Но тяга к прекрасному у homo sapiens пробудилось уже в древности, поэтому сосуды старались украшать разными способами: рисовали или прочерчивали узоры, налепляли дополнительные декоративные элементы, рождалось чувство эстетики. Этот сосуд с утиным горлышком, вероятно, использовался для транспортировки ароматического масла. Необычная форма кувшина возникла в Малой Азии, но была  перенята на Кикладах

DSC04799.JPG


"В новокаменный век люди научились обжигать глину, превращая ее в твердое водонепроницаемое вещество. Появление керамики— один из основных признаков неолитической эпохи, которую поэтому иногда называют керамическим веком. Более того, это изобретение знаменует подлинную революцию, событие огромной важности в развитии человечества. Ведь до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой; обжигая же глину, он создавал новый, неизвестный в природе материал. Из раба природы человек впервые превращался в ее хозяина.

Керамика имела большое значение и в развитии в нем того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное все большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рожденных его творческим вдохновением" // Лев Любимов "Искусство древнего мира"
Большой кувшин с еще достаточно грубо исполненными сценками, рассказывающими о жизни древних людей. Так в течение веков выкристаллизовывался будущей Микеланджело

DSC04800.JPG

По обнаженной груди легко можно опознать женщин с детьми

DSC04801.JPG

В эпоху бронзы в росписи микенских ваз смешиваются растительный орнамент и рисунки животных. Древний художник нарисовал на этой вазе очень изящную лошадь с удлиненным телом, завитками на теле и заплетенной в хвостики гривой. Но еще видно, что автор находится в художественном поиске гармонии

DSC04802.JPG

А на этом сосуде с птицей уже очень четкая симметричная композиция, такие ровные линии, гармония найдена, художник-человек упорядочивает мир

DSC04805.JPG

Дальше в витрине несколько древнеегипетских керамических амулетов: хранитель домашнего очага бог Бес, похожий на карлика в короне, Уаджет - глаз бога Гора (вроде  левый глаз символизирует луну). Оказывается, в арифметике египтян составные части Уаджета использовались для написания дробей: бровь - это 1/8, зрачок 1/4 и так далее. Священный жук-скарабей с крыльями: движение скарабея с шариком навоза с востока на запад для египтян символизировало рождение и движение солнца на небосводе.

victorsolkin "Сами древние египтяне называли произведения из этого материала, покрытого яркой бирюзовой, голубой, а порой и полихромной поливой, словом "чехенет", которое можно перевести как "ослепительный" и "сверкающий". Символ вечной жизни и возрождения, фаянс фараонов был тесно связан с культом "великой матери" - богини Хатхор, а потому очень часто использовался для изготовления особенно ценных и священных предметов". Очень рекомендую посмотреть на досуге лекцию египтолога Виктора Солкина о египетском фаянсе "Нильская синева. Семь историй о фаянсе фараонов"

DSC04806.JPG

Женские терракотовые фигурки c Кипра, эпоха бронзы (1600-1050 гг). Правая на руках держит младенца, похожего на палец, "трусики" украшены симметричным узором. Очень выразительные фигурки, и в стиле современного искусства. Вот так мы и ходим по спирали, периодически возвращаясь к истокам

DSC04807.JPG

Погребальная урна из Этрурии (II-I вв до н. э.), территории современной Италии. Такой контраст между жарким боем на боковой стенке и недвижной фигурой на крышке. Терракотовая скульптура этруском достигла высокого уровня мастерства. Как правило, этрусские саркофаги терракотовые, крышка урны изображается в виде ложа

DSC04809.JPG

Кастрюлька с крышкой в глубине замечательно расписана

DSC04811.JPG

Декоративное блюдо с морскими мотивами: рыбами, скатом

DSC04812.JPG

Неожиданно среди древней керамики была выставлена бесподобная работа севрской мануфактуры - десертная тарелка из сервиза "Marli d'or" (твердый фарфор, 1811-1815, G. J. J. Van Os). Вот до каких высот дошел за века человек в своем художественном поиске! Сливы хочется потрогать, настолько реалистично выписан восковой налет на кожуре, капли сока

DSC04813.JPG

Помимо исторического развития керамики в музее можно увидеть и сравнить достижения мастеров различных регионов мира. Знаменитые турецкие тюльпаны и гвоздики на белом фоне. Растения - излюбленный мотив турецкого орнамента

DSC04816.JPG

А это, конечно же, моя любимая Япония. На тарелке просто чудо как хорошо выстроена ассиметричная композиция и три разных геометрических фигуры с росписью, здесь все совершенно. Как известно, такой красивый вид керамики как фарфор получили китайцы в VII веке и много столетий в секрете хранили способ изготовления фарфора, наживаясь на охочих до красоты европейских аристократах. Только в начале XVIII века европейцам удалось в результате экспериментов получить свой фарфор, но зато европейцы изобрели сразу новый вид - твердый фарфор, с большим содержанием каолина, более прочный и обжигаемый при более высоких температурах, чем китайский мягкий фарфор

DSC04818.JPG

Но до раскрытия основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора -  необходимости обжига смеси различных видов почвы,  тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, европейцам предостоял долгий путь, поэтому приходилось имитировать вид настоящего фафора. Блюдо, обильно украшенное морскими гадами - это керамика, покрытая белой глазурью (Франция, 1580-1630)

DSC04822.JPG

По росписи на этом горшке можно легко представить костюм жителя средневековой Европы

DSC04819.JPG

Парные бутыли с выразительными лицами - это пример работы немецких мастеров 1569 год

DSC04820.JPG

А здесь сложно пройти мимо невероятно живого лица ангела.  Конечно же, это табернакль (1500-1550) в исполнении флорентийца Андреа делла Роббиа, крупнейшего мастера майолики - многоцветной глазурованной керамики. Я не могла отойти от него в музее, настолько этот ангел прекрасен

DSC04824.JPG

А этот месье в костюме XVI века, играющей на chalémie - средневековом инструменте типа гобоя,  украшал когда-то край крыши дома во французском городе Бове как наш конёк. Такие фигуры были популярны в Средневековье и Ренессансе

DSC04826.JPG

Очень мне было интересно посмотреть на несколько витрин с керамикой из Южной и Центральной Америки. Как-то это искусство всегда проходит мимо меня, никогда не хватает времени в больших музеях с ним познакомиться, а оно очень выразительно и не похоже на азиатское или европейское. Статуэтка "Материнство" из Перу (1830-1835) - лицо женщины с очень большим носом, но таким выразительным взглядом снизу вверх на смотрящего, или обращенное в молитве к богу

DSC04828.JPG

А это замечательный зооморфный кувшин с обезьяной c острова Сакрифисиос в Мексиканском заливе  (900-1521)

DSC04830.JPG

После такой интересной ретроспективы в историю керамики, я поднялась на верхний этаж, где представлены работы самой Севрской мануфактуры. Лестничная площадка украшена потрясающим подсвечником (1883 г) работы Louis-Robert Carrier-Belleuse, в котором сочетаются разные виды фарфора - глянцевый и матовый

DSC04832.JPG

Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом, керамику подвергают только первичному обжигу. Поверхность такого фарфора очень белая, матовая и слегка шероховатая, что придаёт ему сходство с высококачественным мрамором

DSC04834.JPG

В холле стены были украшены копиями картин прославленных мастеров, нарисованными на фарфоре. Я сначала этого даже не поняла, пока не подошла вплотную. Вот копия картины Рафаэля "Мадонна Грандука" из палаццо Питти. Данный рисунок на фарфоре исполнил в 1824 году художник Abraham Constantin, Королевская Севрская мануфактура

DSC04835.JPG

Очень интересно рассматривать циклы картин на тарелочках из сервизов. Тематика таких сервизов была удивительно разнообразна, особенно познавателен сервиз на тему "Служение промышленным искусствам" (Service des Arts industriels), 1827 год, художник Jean -Charles Develly. Вот на этой тарелке показана работа в цеху по производству севрского фарфора

DSC04837.JPG

А на этой работа в типографии, в комнате справа можно увидеть ряды газет, сушащиеся под потолком. Только богатые люди могли позволить себе купить подобный сервиз, поэтому интересно, что рабочие сценки были выбраны для сюжета

DSC04839.JPG

Натюрморты более традиционная тема для такого дорогого удовольствия

DSC04841.JPG

Цена, конечно, связана с очень времязатратным процессом изготовления вручную таких сервизов. На нижней фотографии видно, как в разных цехах кропотливо вручную расписывают и делают узоры на тарелках, а еще приходится послойно все это запекать в зависимости от материала, который наносят. Синий, окрашенный и позолоченный предмет запекается как минимум 8 раз при высоких и низких температурах. Поэтому подобные сервизы, как правило, выставлены в королевских дворцах на самых почетных местах, и короли дарили их другу другу в качестве поистине королевского подарка


                                                                                   Фото с сайта www.sevresciteceramique.fr

Еще один популярный сюжет для росписи сервизов - это, конечно, виды различных мест. Помните сказочное: "Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту..."

DSC04840.JPG

А эта роспись с Пенелопой меня очень удивила, просто невероятно похоже на резьбу по полудрагоценному камню, а это мастерская монохромная роспись в градациях одного цвета

DSC04842.JPG

Огромные и очень красивые вазы - вот во что трансформировались древние грубые глиняные сосуды. А ведь материал один и тот же!

DSC04846.JPG

Эта великолепная граненая ваза с очень красивыми хризантемами тоже выше меня

DSC04847.JPG

Небольшая ваза с очень интересной техникой и замечательным цветовым решением, хочется потрогать, выглядит как ткань, бархат, а не фарфор

DSC04855.JPG

Маска бородатого мужчины, 1892 г,  автор Joseph-Marie Carries. Выражение лица хитрое и проницательное, как будто следит за зрителем. Маска исполнена в нарочито грубой манере

DSC04848.JPG

А в этой небольшой женской фигурке, наоборот, сама нежность и изящество

DSC04850.JPG

Вздох восхищения и зависти при виде этих потрясающих чашек, покрытых стекловидной глазурью. Они больше похоже на металлические изделия с перегородчатой эмалью, а не фарфоровые!

DSC04851.JPG

Надеюсь вам понравился рассказ, и было не скучно наблюдать, как керамика демонстрирует технический прогресс, то, как человек овладел четырьмя природными стихиями: землей, водой, огнем и воздухом!

DSC04853.JPG







Tags: Париж, Севрская фарфоровая мануфактура, искусство, керамика, музей керамики, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments