fiore_del_melo (fiore_del_melo) wrote,
fiore_del_melo
fiore_del_melo

Окрестности Парижа. Замок Шантийи

Поместье Шантийи на протяжении столетий меняло хозяев, но всегда принадлежало аристократическим династиям, которые были очень близки и родственны королевской власти и зачастую соперничали с ней: Монморанси, Бурбон-Конде, а последний владелец Генрих Орлеанский, герцог Омальский собрал значительную художественную коллекцию, которую вместе с замком подарил в 1884 году Франции. Думаю, что все знают рукопись XV века "Великолепный часослов герцога Беррийского" со знаменитыми миниатюрами - герцог Омальский купил его для коллекции в 1856 году и с тех пор она хранится именно в Шантийи,  еще здесь можно увидеть мозаики и предметы из Помпей. А коллекция картин Шантийи стоит во Франции на втором месте по значимости после коллекции Лувра, здесь есть картины Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Энгра, Делакруа, Пуссена. Интересно, что залы музея Конде выглядят как в конце девятнадцатого века, потому что согласно завещанию герцога Омальского ни один предмет из его коллекций не может быть вывезен за пределы усадьбы Шантийи, а постоянная экспозиция не должна изменяться

DSC04773.JPG

Тому, кто пропустил начало и еще не побывал в конюшнях Шантийи, советую сначала заглянуть в предыдущий пост, а мы пройдем внутрь ренессансного шато, окруженного водой. Хотя на поверку этот замок оказывается реконструкцией XIX века. Во время революции Большой замок Шантийи был разрушен, поэтому в 1875 году герцог Омальский поручил архитектору Оноре Доме построить новый замок на прежнем месте, но параллельно была поставлена задача подготовить помещения для коллекции.  Для проекта восстановления Доме использовал планы и гравюры XVI века, ему удалось передать дух архитектуры французского Ренессанса

DSC04660.JPG

Помимо изобразительного искусства страстью герцога Омальского были книги: он скупал книги на аукционах по всей Европе. Собрание выставлено в уютной библиотеке (1876-1877).  Металлическая двухуровневая конструкция с галерее характерна для библиотечной архитектуры второй половины XIX века. Хотя в замке нет аудиогида, но в каждой комнате есть большой информационный лист на русском языке

DSC04666.JPG

В Шантильи хранится почти 1500 рукописей, после коллекции Национальной библиотеки Франции - это  вторая по величине библиотека в стране с украшенными орнаментом и миниатюрами манускриптами. Старейшие рукописи относятся к XI веку. К сожалению, самую ценную жемчужину коллекции - "Великолепный часослов герцога Беррийского" - в оригинале увидеть не удастся, в целях сохранности ее не выставляют, можно только посмотреть факсимильную копию и полистать электронную версию
DSC04669.JPG

Украшу и свое повествование парой сюжетов из знаменитого часослова, воскрешающих перед нами картины средневековой жизни и мыслей.  "Февраль", Поль Лимбург. Миниатюрист выводит нас на улицу на холодный зимний воздух. Заснеженный ландшафт, город на заднем плане, покрытый снегом, по дороге к которому бредет крестьянин с ослом. Другой крестьянин усердно рубит дрова, а третий спешит к укрытию. На переднем плане мы видим ферму и крестьян, греющихся в небольшом деревянном доме. Туники обоих мужчин высоко подняты, чтобы согреть ноги, а женщина лишь слега приоткрыла лодыжки

800px-Les_Très_Riches_Heures_du_duc_de_Berry_février.jpg
                Фото с сайта en.wikipedia.org

Ужасно прекрасное в свом контрастном исполнении "Чистилище", Жан Коломб. А как потрясающе выполнена готическая рамка, создающая трехмерный эффект


                              Фото с сайта en.wikipedia.org

В центральных витринах во время моего визита была выставка, посвященная связям семьи герцога с США. Книга "Хижина дяди Тома", напечатанная в 1853 году, помню как я заливалась слезами в детстве во время чтения этой книги

DSC04667.JPG

А эта забавная иллюстрация из одной из книг: две татуированных туземки  пристроились рядом с европейцем, лица такие выразительные у всей троицы. Судя по подписи это карикатура на отца герцога Омальского Луи-Филиппа Орлеанского, бывшего королем Франции Луи-Филиппом I с 1830 по 1848. После череды революционных событий в 1796 году Луи-Филипп попадает в Америку и на Кубу, где живет в течение трех лет

DSC04665.JPG

На первом этаже расположены Большие покои, в которых воссоздана церемониальная пышность апартаментов XVIII века - классическая дворцовая анфилада со спальней, музыкальной комнатой и необычным образом украшенными комнатами для приемов. Во время революции замок был разграблен, и герцог Омальский собирал по стране  мебель и убранство того времени, чтобы восстановить период величия и пышности принцев Конде.

 В 1643 году поместье Шантильи стало собственностью семьи Бурбон-Конде. По инициативе Луи II де Бурбона, принца де Конде (1621-1686), известного как Великий Конде, парком Шантийи занялся знаменитый садовник Версаля Андре Ле Нотр. Время Великого Конде - золотой век Шантийи, поместье стало главным местом для модного общества и интеллектуального общения, балов и фейерверков. Во время Фронды Великий Конде сначала был на стороне официальной власти в лице Мазарини и несовершеннолетнего Людовика XIV, но затем  повёл себя  дерзко по отношению к Мазарини и королеве-регентше Анне Австрийской, и после года тюремного заключения возглавил новую Фронду принцев, но проиграл, и на пятнадцать лет был изгнан от двора короля-солнца
DSC04678.JPG

Над камином античная мозаика с виллы в Стабии, древнего города на берегу Неаполитанского залива возле Помпей. Стабии тоже оказались погребенными на века во время извержения Везувия. Во второй половине XVIII века в Стабии начались раскопки

DSC04675.JPG

На мозаике изображен знаменитый мифологический сюжет похищения Европы богом Юпитером, превратившимся в быка. Мозаика была частью коллекции тестя герцога Омальского - Леопольда, принца Бурбон-Сицилийского

DSC04676.JPG

У одной из комнат забавное название - "Великий обезьянник".  Этот будуар свидетельствует о моде на Азию в XVIII веке, стены украшены фресками с обезьянами и китайцами. В сюжетах росписи аллегории войны, охоты, живописи, скульптуры, геометрии, химии

DSC04686.JPG

Обезьяна с гранатой с ружьем. Можно найти даже обезьяну-географа, сидящую на карте мира, обезьяну-скульптора

DSC04687.JPG

Красивый стул - общий фон выцвел, а букет цветов по-прежнему яркий и красочный

DSC04679.JPG

На каминном экране тоже продолжается обезьянья тема. А на столике мозаика с китайскими мотивами

DSC04684.JPGDSC04685.JPG

Галерея сражений, или галерея деяний Великого Конде была украшена в конце XVII века Жулем Ардуэном-Мансаром, придворным архитектором короля Людовика XIV. В галерее сражений представлена серия из одиннадцати картин, заказанных самим Великим Конде и иллюстрирующих его основные военные победы: взятие Перпиньяна 1642, битвы при Рокруа 1643, Фрибурге 1644, Нордлингене 1645, Дюнкерке 1646, завоевание Анжера и осаду Лерида 1647, Ланс 1648, блокаду Парижа 1649, завоевание Франш-Конте1668 и форсирование Рейна 1672

DSC04692.JPG

Признавая воинские победы Великого Конде, историки говорят, что он отличался надменностью, скупостью, жестокостью, оскорбительной грубостью с подчиненными, во время битвы ради блеска и быстрого и сильного натиска, он не щадил людей, войска Конде особенно отличались грабежами и насилиями

DSC04691.JPG

Дальше идут уже галереи и комнаты, в которых была размещена художественная коллекция герцога Омальского. Обход музея начинается с зала Оленей, или Оленьей столовой. Зал назван так же, как и помещение, построенное в 1528 году в старом замке Анна де Монморанси. Зал с балконом для размещения музыкантов при герцоге Омальском использовался как парадная столовая. На первом музыкальном ужине у герцога одним из гостей был Александр Дюма. На потолке, декорированном кессонами, как было принято в XVI веке, изображены гербы хозяев Шантийи. Все остальные украшения зала связаны с темой охоты. По стенам развешаны шпалеры XVII века из цикла "Охота императора Максимилиана в окрестностях Брюсселя" - реплика знаменитой фламандской серии XVI века, выполненная по заказу Людовика XIV на мануфактуре Гобеленов для его внебрачного сына графа Тулузского. Оригинал в настоящее время находится в Лувре. На шпалерах представлены сцены придворной охоты в разные времена года. Зал этот напомнил мне любимое Фонтенбло

DSC04693.JPG

Раньше я не понимала красоты гобеленов, но в последнее время прониклась этим искусством. В прошлом году в Мадриде в королевском дворце увидела комнату, украшенную превосходными гобеленами на необычную тему - вытканы тропические цветы, растения, животные, к сожалению, фотографировать в Испании постоянно запрещают, что глупо, потому что широкая публика не знает, какое стоящее место для посещения этот королевский дворец

DSC04694.JPG

Кстати, привычное нам слово "гобелен" возникло именно во Франции в XVII веке, а до использовали другие названия, на русском официальное название этого искусства - шпалера.  Гобелен - это была фамилия семьи, в чьем доме расположилась французская мануфактура. А еще интересно, что для некоторых циклов шпалер образцом служила книжная миниатюра,  и крохотные миниатюры превращались в грандиозные ковры-гобелены. Я очень хотела увидеть знаменитую серию шпалер "Дама с единорогом", который хранится в Париже в музее Клюни, но музей был закрыт на ремонт.

После ужина, герцог приглашал своих гостей в большую галерею живописи, очень похожую на один из залов Эрмитажа, это сердце музея Конде. Галерея освещается верхним светом, её стены отделаны "помпейским красным". Картины размещены так называемой "салонной развеской". По левой стороне картины итальянской школы и произведения,  которые были созданы в Италии, например, работы Никола Пуссена. Правая сторона отведена под образцы французской живописи и произведения ориенталистов
DSC04710.JPG

DSC04708.JPG

DSC04709.JPG

"Дама в ванной", портрет  официальная фаворитка короля Генриха IV Габриэль д'Эстре, первой четверти XVII в

DSC04703.JPG

DSC04705.JPG

DSC04706.JPG

DSC04707.JPG

В конце картинной галереей находится круглый зал-ротонда, в которой размещены несколько знаменитых картин и замечательная мраморная статуя "Жанна д'Арк слушает голоса" 1873, скульптор Анри Шапю

DSC04722.JPGDSC04718.JPG

А на полу мозаика на полу с охотничьей сценой обнаруженная при раскопках Помпей, вероятно происходит из Casa dei Fiori (Дом цветов / Дом трех дворов/  Дом кабанов).  После посещения Помпей и Остиа Антика я неровно дышу к античным мозаикам, а здесь еще и великолепный вариант цветной мозаики, я была впечатлена

DSC04715.JPG

Как мастерски выложены уточки, специалист, наверное, сможет даже определить виды рыб

DSC04711.JPG

А бело-черный пес и преследуемый им кабан как хороши! Даже шерстинки на хвосте собаки и шкуре кабана выложил мастер. Только непонятно, что это за оранжевый зверь в углу

DSC04712.JPG

Кабанчик на всех парах пытается убежать от охотника и собаки

DSC04713.JPG

Со времени погребения Помпеи под грудом пепла прошло уже две тысячи лет, а яркие краски на хвостах петухов не потускнели

DSC04714.JPG

В ротонде висит  портрет одной из самых красивых женщин эпохи Ренессанса, возлюбленной Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Великолепного. Это "Портрет Симонетты Веспуччи" работы Пьеро ди Козимо, до 1520 г.  Вишенкой в этой любовной истории является факт, что Симонетта была замужем. Ко времени создания портрета ее уже не было в живых: она умерла в 1476 году в возрасте двадцати трех лет от чахотки. Волосы уложены в сложную причёску из кос, переплетённых жемчужными ожерельями и украшенных крупным жемчугом, а лоб высоко выбрит по моде того времени. Тёмные облака на заднем плане почти повторяющие профиль Симонетты, высохшее дерево слева и змей, обвившийся вокруг цепочки,  символизируют преждевременную смерть девушки, хотя по другой интерпретации змея, кусающая себя в хвост, является аллегорией вечности или символом обновления жизни. Считают, что именно Симонетта послужила прообразом для картины Сандро Ботичелли "Рождение Венеры", Боттичелли даже завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой в церкви Оньиссанти, что и было исполнено через 34 года после её смерти

DSC04716.JPG

Лоренцо Великолепный пишет, что прочитав письмо о смерти прекрасной Симонетты, он вышел в сад: "Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье. Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в её свете. Любуясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней".

"Мадонна с вуалью" Рафаэль Санти, ок. 1508. На картине святое семейство - Мария, Иосиф и младенец Христос, играющий с вуалью своей матери. Из полумрака на происходящее с грустью взирает как бы предвидящий будущее Иосиф. В ренессансной живописи вуаль означала соединение Рождества, когда Мадонна завернула младенца в покрывало со своей головы, и Распятия, когда Богоматерь укрыла тем же покрывалом распятого сына

DSC04717.JPG

Круглый зал Ля Трибюн - Трибуна -  назван в честь зала в флорентийской галерее Уффици во Флоренции, он тоже в шестиугольный и задрапирован красным бархатом, и по кругу на восьми стенах размещены картины.

Мне очень понравилась эта черноглазая красавица с картины Энгра "Портрет мадам Девосе", 1807

DSC04726.JPG

В небольшом кабинете драгоценных камней хранятся оружие и ювелирные коллекции, а также портретные миниатюры. В Шантильи коллекция почти 350 миниатюр, портреты в основном представителей семей принцев Конде, герцогов Орлеанских, дома Габсбургов и Бурбон-Сицилийских. Помните, как в фильме "Гордость и предубеждение" Элизабет рассматривает в подобной витрине миниатюрный портрет мистера Дарси?

DSC04731.JPG

Красиво, дух ушедших эпох

DSC04732.JPG

Сантуарио (с итальянского "святилище") - это небольшая комната с верхним светом, где хранятся две небольших картины Рафаэля: "Три грации" и "Мадонна дома Орлеанских", панель  с росписью Филиппино Липпи "Эсфирь и Артаксеркс" и 40 миниатюр Жана Фуке из "Часослова Этьена Шевалье"

DSC04734.JPG

DSC04735.JPG

"Часослов Этьена Шевалье"  - рукопись, созданная первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452-1460 годов. Наибольшая часть из сохранившиеся миниатюр (40 листов) находится в музее Конде, в Шантийи. Остальные семь листов разбросаны по нескольким коллекциям. В "Часослове", выполненном в первые десятилетия французского Ренессанса, Фуке освободился от традиционного для Средневековья формата иллюстрирования манускриптов. Используя новые техники, он обновил искусство иллюминирования, его подход стал поворотным пунктом в истории французского искусства иллюстрации. Несколько листов были разделены на два поля: в верхнем - основной сюжет, в нижнем -примыкающие, либо же какое-нибудь фантастическое существо, как в готической живописи -  что было новшеством.  "Часослов" был разделён в начале XVIII века в монастыре Сен-Мор: края у листов с миниатюрами были обрезаны (предположительно, миниатюры были обрамлены орнаментальными рамками). Текст и заглавные буквы, которые нельзя было обрезать из-за слишком близкого расположения к миниатюрам, были отретушированы или же заклеены кусками пергамента. Таким образом миниатюры, избавленные от украшений на полях, узорных рамок и прочего декора, превратились каждая в своего рода отдельную картину. Сорок из них были сгруппированы и около 1790 года смонтированы на дубовых досках в одной из парижских мастерских.

"Святой Илларий" (Saint Hilaire) предстает перед собором под председательством еретического папы Леона, а ниже рассказывается об острове Галлинария, недалеко от Генуи, где пресмыкающиеся бежали перед святым

DSC04745.JPG

На иллюстрациях присутствует и французская архитектура того времени. По большей части изображён Париж, как место постоянного пребывания заказчика. "Мадонна на троне" из Богородичного цикла миниатюр. Богородица с младенцем воссидает в нише в окружении готического портала. Хор ангелов играет музыку, поет или благоволит к Богородице

DSC04736.JPG

"Святой Иоанн Евангелист" из цикла Страстей Христовых. Фуке показывает молодого апостола, прильнувшего ко груди Господа во время предсказания предательство Иуды, которму предлагает хлеб. Барельефы в золотых оттенках изображают святого Иоанна, свергающего идолов в Эфесе, священник заставляет его выпить яд,  и крещение священника и проконсула Азии. В картуше, поддерживаемом двумя ангелами, Святой Иоанн в бочке кипящего масла

DSC04740.JPG

"Арест Иисуса" из цикла Страстей Христовых. Эмоциональная сцена на фоне прекрасного вечернего неба

DSC04741.JPG

"Несение креста" во время восхождения на Голгофу, справа святая Вероника ждет Христа. В парижском ландшафте мы видим часовню Сент-Шапель, построенную для хранения тернового венца. На заднем плане на дереве качается повесившийся Иуда. Внизу сцена показывает как куют гвозди для распятия. В прямоуглоьнике святая Вероника держит плат, на котором отпечатался портрет Христа, ставший прообразом иконы Спас Нерукотворный

DSC04742.JPG

"Распятие" Иисус и два вора на фоне неба, у Спасителя скрещены ступни. Взволнованный круг, состоящий из солдат, Пилата и верховного жреца на лошади, обращенных к зрителю спиной. На переднем плане четыре солдата, безразличные и расслабленные, играют в кости на одежду Христа. На расстоянии от этих двух групп и отодвинувшись к границам изображения, в пирамидальной композиции, Богородица нежно придерживаемая святым Иоанном, смотрящим со слезами на распятие Христа

DSC04743.JPG

В 1725 году по приказу герцога Бурбонского в Шантийи была создана одна из первых мануфактур по производству фарфора, для чего пригласили японца Сикер Сиру. Сначала делали имитацию японского фарфора без каолина - хрупкий фарфор, с добавлением белого мергеля, только в 1769 году в Лиможе открыли месторождения каолина. В росписи и формах тоже заметно влияние востока

DSC04749.JPG

Кабинет античного искусства. В 1843 году герцог Омальский присутствовал на раскопках в Помпеях, и некоторые предметы были любезно подарены ему. Стекланные сосуды, извлеченные спустя почти две тысячи лет

DSC04755.JPG

Изящная терракотовая статуэтка женщины, смотрящейся в зеркало

DSC04756.JPG

Спустившись по лестнице, я попала в часовню замка, посвященную святому Людовику. Часовня построена на месте старой дореволюционной часовни и   спроектирована таким образом, чтобы в ней могли разместиться предметы из замка Экуэн: алтарь с барельефом работы Жана Гужона "Жертвоприношение Авраама", резные панели и два окна с витражами. Стены часовни украшены изображениями святого Христофора и святого Иоанна, здесь же находится флаг Аугсбургского подразделения, который был захвачен в битве при Рокруа

DSC04760.JPG

DSC04764.JPG

В часовне Конде стоит урна, в которой хранятся сердца принцев Конде и Генриха II. Сердца были спрятаны во время революции. Последнее серде было помещено в урну самим герцогом Омальским, это сердце его старшего сына Людовика Орлеанского, который умер в Сиднее в 1866 году

DSC04766.JPG

Я очень хотела еще неспешно прогуляться по парку Шантийи, но когда вышла из замка, увидела на небе тяжелые грозовые тучи. Но понадеявшись на везение, решила все-таки идти в парк. Территория разделена на три части: французский сад Андре Ленотра с фонтанами, статуями, зелеными газонами, конец XVII в; англо-китайский сад с пятью деревенскими домиками, вдохновленный деревушкой Марии-Антуанетты в Малом Трианоне, 1773 год; и английский ландшафтный парк, 1819 год

DSC04770.JPG

Чуда не случилось, и как только я вышла в английский сад, начался ливень. Сад был спроектирован во время Реставрации, он занимает участок части садов Андре Ленотра, которые были разрушены во время революции. Прогулочные маршруты приводят к беседке-ротонде со статуей Венеры, озеру любви.
DSC04775.JPG

В отличие от сада в французском стиле, с его геометрическим расположением и грандиозными перспективами, английский сад черпает вдохновение в романтизме, под искусством сада понимается украшение естественной природы, чтобы выглядело все как-будто так и выросло

DSC04787.JPG

От потоков дождя мне пришлось спрятаться под раскидистое дерево, рядом с которым выгорожено пастбище для овец

DSC04779.JPG

В такую погоду не очень интересно разгуливать, поэтому пришлось повернуть назад. Эти круглые зеркальные фонтаны и лужайка, как раз и есть французский сад Андре Ленотра. Струи фонтанов могут бить на высоту пяти метров, что в то время считалось инженерным достижением. Большой канал длиной 2,5 км, на шестьсот метров длиннее канал в Версале

DSC04789.JPG

Сад в французском стиле символизирует триумф порядка над беспорядком, культуры над пустыней, отражения спонтанности. Он характеризуется театральной постановкой сада, целью которого является удивление посетителя игрой на перспективу, в таком саду геометрическая планировка, которая часто симметрична, клумбы, рощи и пруды, украшенные многочисленными статуями. Ленотру противила идея английского сада с извилистыми дорожками и имитацией дикой природы

DSC04791.JPG

У меня осталось чувство неудовлетворенности от того, что не смогла спокойно погулять по парку, поэтому придется как-нибудь снова вернуться в Шантийи. А в следующий раз мы опять обратимся к мастерству Ленотра, и увидим знаменитый замок с садом Во-ле-Виконт.





Tags: Жан Фуке, Помпеи, Франция, Шантийи, герцог Омальский, древнеримская мозаика, замок, музей Конде, рукопись, часослов Этьена Шевалье, часослов герцога Беррийского
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments