fiore_del_melo (fiore_del_melo) wrote,
fiore_del_melo
fiore_del_melo

Categories:

Зимняя прогулка по Бергамо

Я решила взбаламутить сонное озеро обычной своей жизни, и, несмотря на риск остаться безработной, сразу после Рождества улетела на два месяца на зимовку в Италию. В конце концов, работа не волк, а вот возможность бесплатно пожить в Милане не один месяц вечно ждать не будет. Итак, спустя десять дней я справилась с девятичасовым джетлагом, нанесла необходимые визиты и вот созрела до написания постов. Вместо ожидаемых промозглых туманных и дождливых дней север Италии встретил меня удивительно солнечной и очень теплой январской погодой, похожей на середину нашего апреля, а первой вылазкой за пределы Милана стал прекрасный город Бергамо, в часе езды на поезде. Полюбуемся сегодня на итальянскую красочную "зиму", средневековье и барокко, рождественский декор, типичную зимнюю еду и великолепный закат. Собственно, итальянская "зима" во всем великолепии представлена уже на заглавной фотографии, хотя в это же время по ту сторону Альп Австрию и Германию заваливало снегом



Как это практически всегда бывает, знакомство с тем или иным европейским городом начинается с привокзальной площади. От привокзальной площади Бергамо сразу повеяло уютом. Город действительно очень ухоженный, и здесь есть на что посмотреть. Древняя средневековая часть города находится на холме, который виднеется в конце улицы, поэтому его называют Верхний город (Читта Альта), а железнодорожный вокзал и большая часть современного Бергамо находится в Нижнем городе (Читта Басса)



С Нижним городом мы немного познакомились во время прогулки по широкой центральной улице имени Папы Иоанна XXIII (viale Papa Giovanni XXIII). Эта часть стала активно застраиваться во второй половине XIX и XX веках вдоль исторических дорог, ведущих с Верхнего города в Милан и Брешию. Симпатичные четырех-, пятиэтажные фасады с изящным и простым декором дают понять визитёрам, что они находятся в респектабельном и зажиточном городе, пешеходная часть от автомобильной отделена рядом каштановых деревьев



В январе итальянские цветочные магазины радуют прохожих чудесными разноцветными примулами, сегодня в "Ашане" такую красоту продавали меньше, чем за один евро. В Италии прекрасная традиция - спасибо, конечно, климату - выставлять цветочную продукцию на улицу перед магазином, получается бесплатное красочное украшение городов



А в этой композиции встретились четыре времени года - очень красиво все сочетается



За двумя неоклассическими пропилеями, обрамляющими парадный проезд Порта Нуова, находится небольшая площадь с башней с часами. Башня Павших  (Torre dei Caduti) - это памятник погибшим в Первой мировой войне, открытый в 1924 году в присутствии Бенито Муссолини. Раньше территорию Нижнего города окружала крепостная стена XV века, и Новые ворота играли роль таможни, здесь собирали налоги на ввозимые товары



Умный в гору не пойдет, а поедет на фуникулере, которому исполнилось 120 лет, он аж с 1887 года поднимает умных в Верхний город. Но мы, как обычно, решили подниматься пешком. Рядом со станцией фуникулера начинаются каменные ступеньки и открываются широкие возможности для ЗОЖ-ников, дурачков и любителей сэкономить

DSC06025.JPG

Наградой за потение и пыхтение стала замечательная и абсолютно бесплатная панорама лежащего у подножия Нижнего города и окружающих гор (Prealpi Bergamasche). Кольцо Венецианских крепостных стен вокруг Верхнего города сейчас является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Можно пройти весь маршрут по этим крепостным стенам, полный круг примерно 6 километров. Эти оборонительные укрепления в 1561 году начали строить по приказу Венецианской республики, так как Бергамо находился в зоне влияния могущественной Ла Серенисиссимы. Интересно еще, что под этими стенами находится запутанный подземный маршрут с потайными выходами. Можно даже совершить прогулку по подземному ходу, соединяющему амбразуры Сан-Микеле и Сан-Джованни

DSC06026.JPG

В Старый город можно попасть через четыре портала, обустроенные в разных местах крепостной стены. Все четыре портала украшает знаменитый символ Венеции - лев Святого Марка,  ворота носят имена четырех церквей, находившихся возле них когда-то, но при постройке стены в 1561 году три церкви были снесены, сохранилась только церковь Сант-Агостино. Каждый вечер в 22:00 в целях безопасности все ворота закрывались.  Мы зашли в город через облицованные белым мрамором ворота Сан-Джакомо (1593), от которых начиналась дорога в Милан.

Плана осмотра у нас не было, поэтому решили двигаться по классической схеме: если не знаешь, с чего начинать прогулку в итальянском городе - ищи Дуомо. Узкие мощеные улицы привели нас к красивому мраморному порталу базилики Санта Мария Маджоре (Basilica di S. Maria Maggiore), но мы явно находились не на главной площади, а с какой-то боковой стороны.  Оказывается, отсутствие центрального входа и фасада - особенность этой базилики, все четыре входа в церковь – боковые. На небольшом пятачке земли очень плотно друг к другу прилепились несколько основных достопримечательностей Бергамо, и на деле не просто разобраться, где есть что. Поэтому ниже вставлю карту, чтобы было проще сориентироваться



Мы вошли в базилику через южный вход,  обращенный к площали Розате и прозванный Дверью белых львов. Львы расположены в основании колонн небольшого выступающего портика, установленного для защиты от дождя и снега. Композиция этого и северного портала относится к XIV веку и принадлежит авторству Джованни да Кампионе

DSC06033.JPG

DSC06030.JPG

Белые львы сделанны из белого мрамора из Кандолья

DSC06032.JPG

Слева от входа в базилику между большими зданиями затаилась капелла Святого креста (Cappella di Santa Croce / Tempietto di Santa Croce) XI века в суровом романском стиле. Внутри капеллы можно увидеть средневековые фрески с эпизодами из жизни Христа, но во время нашей прогулки она была закрыта

DSC06035.JPG

Через небольшую дверь мы вошли в базилику Санта Мария Маджоре, и после каменного и ничего особо не предвещающего фасада в романском стиле здесь нас ждал настоящий взрыв красочного барокко и огромные полные воздуха пространства. Эта церковь считается самой красивой и самой любимой среди бергамцев. В начале XII века страшная эпидемия чумы поразила Европу. Жители Бергамо решили искать защиты у Мадонны и поклялись взамен на спасение построить в честь нее церковь в качестве благодарности. В 1137 они исполнили свой обет и построили базилику Санта Мария Маджоре. Еще в римскую эпоху на этом месте находился языческий храм, построенный в честь богини Клеменца и позже разрушенный, а в VIII веке здесь же находилась церковь Девы Марии.

Если вам не нравится стиль барокко, то нужно обязательно посмотреть образцы барокко в Италии, где и зародился этот стиль. Здесь он какой-то гармоничный. Вроде и очень много всего, пышно и вычурно, но итальянцам удается все сбалансировать

DSC06072.JPG

Конечно, в XII веке базилика была украшена совсем по-другому, никакого барочного великолепия не было. На одной из стен базилики можно увидеть фреску с Тайной вечерей, поэтому изначально церковь была примерно такой

DSC06073.JPG

Выразительный мраморный мужчина в средневековом костюме и с завитой бородой  и усами подпирает колонну возле саркофага

DSC06039.JPG

Меня удивило большое количество гобеленов, украшающих стены базилики. Обычно собрание гобеленов я встречаю в разных дворцах

DSC06041.JPG

Православная икона на аналое в центре католического храма - это то, что обычно не ожидаешь увидеть. Я постоянно вижу православные иконы в храмах разных католических стран, но обычно они где-то скромно в уголке висят

DSC06042.JPG

Храм еще сохранил праздничное рождественское убранство, перед иконой очень красивая цветочная композиция из белых и красных пуасентий

DSC06044.JPG

Еще повезло увидеть в храме традиционный рождественский вертеп, который в Италии называется презепе, это одно из главных рождественских украшений в Италии

DSC06047.JPG

Деревянная кабинка-исповедальня восхищает мастерской резьбой по дереву. Резные исповедальни - одна из черт архитектуры барокко

DSC06045.JPG

А вот сюжеты, украшающие возвышение перед алтарем очень озадачили, похоже на настоящий ребус. Сразу вспомнился роман Умберто Эко "Имя розы", в котором главный герой был заворожен бестиарием, украшающим собор. Здесь и какие-то раскосые глаза, и голый мужик на муле с клеткой на голове, и кардинальская шляпа, и снятая с лица кожа... Надо же было как-то развлекаться людям в прежние века до изобретения телека и компьютера

DSC06050.JPG

Вход в собор бесплатный, но мы решили раскошелиться на три евро и посмотреть еще сокровищницу, которая очень неожиданно находится не в полуподвале, а наоборот под крышей, к ней нужно подняться по лестницам.  Здесь можно увидеть остатки фресок, которыми была прежде расписана и основная часть собора. Интересно, что в сокровищнице высоко можно увидеть небольшое оконце, из которого видно богатое барочное убранство собора, но когда мы вернулись в основную часть, мой друг не смог отыскать этого секретного окошка

DSC06053.JPG

Сама сокровищница - это средних размеров зал, в котором наряду с несколькими обычными драгоценными предметами культа

DSC06057.JPG

DSC06065.JPG

DSC06066.JPG

можно увидеть вблизи выразительных ангелов работы Джованни да Кампьоне или его учеников (XIV в). Источенное временем лицо ангела полно внутренного достоинства

DSC06058.JPG

А у этого как бы штрихами намечены черты лица, но так характерны

DSC06061.JPG

Фреска, перенесенная на холст, конец XV века со сценой Распятия Христа. Лицо у Спасителя такое человеческое, с носом-картошкой, и одновременно выражает смирение и божественное осознание того, ради чего приходится переносить эти крестные муки

DSC06063.JPG

Необычна история центрального экспоната сокровищицы - прозрачного пластикового креста с шестью драгоценными рельефами. Крест XIV века был украден в 1973 году, и только в 1998 году несколько рельефов были найдены, поэтому сейчас их разместили на прозрачном пластике. Вот как по-варварски поступают дельцы от искусства: ради наживы у них рука не дрогнет разобрать на части то, что мирно просуществовало до них почти шесть столетий

DSC06067.JPG

Мы вышли из церкви через другую дверь и оказались на площади Дуомо. Северный вход базилики Санта Мария Маджоре смотрит на площадь Дуомо и украшен красными львами из веронского мрамора. Нашла иформацию, что между двух дверей с северной стороны в стену вбиты старинные меры длины, используемые в средние века в Бергамо: Capitium Comunis Pergami или кавеццо (сажень) – 2,63 метра и Brachium или браччо (рука) – 53,1 см. Этим эталоном часто пользовались торговцы и ткачи, когда заключали сделки. Насколько я понимаю, вот эти железные рейки за красным львом, как раз они и есть. В средние века каждый город создавал свои единицы измерения длины, веса и объема, которые становились легитимными, только если были доступны широкой публике и гарантировались властями. Поэтому городские власти выставляли эталоны единиц измерения в общественных местах, в основном там, где велась торговля

DSC06074.JPG

Справа от северного входа в базилику Санта Мария с красными львами, капелла Коллеони (Capella Colleoni) 1472-1475 гг, которую я очень хотела увидеть из-за ее "зефирного" внешнего вида.  Фасад капеллы украшен красным и белым мрамором в стиле итальянского Возрождения. А вот сам Дуомо - кафедральный собор Cattedrale Sant’Alessandro - находится слева от базилики, но во время прогулки я приняла за Дуомо базилику, поэтому мы в нем не побывали

DSC06076.JPG

Бартоломео Коллеони был одним из самых знаменитых полководцев наемной армии в Италии. Бесстрашный солдат, он провел свою жизнь в войнах, в основном на службе у Венецианской республики. Он родился в Бергамо, а потом вернулся в родной город в расцвете своей карьеры и здесь решил быть погребенным. Для своего бренного праха приказал построить вот такую красивую капеллу, прилепившуюся к базилике. Бергамцы чтят знаменитого земляка и бережно хранят следы его присутствия здесь: от многочисленных замков и крепостей, старой канализационной сети, построенной им, и до великолепной капеллы, в которой он покоится с миром.

После такого красивого фасада, я была разочарована типичным для усыпальниц интерьером, но это проблема завышенных ожиданий. Архитектор капеллы Джованни Антонио Амадео

DSC06081.JPG

Капеллу окружает кованая бронзовая ограда

DSC06083.JPG

Одно из двух больших окон на фасаде, украшенное решеткой в виде мраморных колонн

DSC06084.JPG

Окно-роза

DSC06085.JPG

Еще одно притягивающее взгляд здание на площади Дуомо - восьмиугольный баптистерий, который называют кочующим баптистерием. Изначально этот баптистерий был построен в 1340 году внутри базилики Санта Мария Маджоре, и оставался там до 1661 года. После чего его разобрали и два раза с переделками и дополнениями переустанавливали, и только в конце XIX века его поставили на нынышнем месте, украсив в неоготическом стиле

DSC06075.JPG

Изящный портал баптистерия, а внутри стены украшают барельефы со сценами жизни Иисуса Христа работы известного скульптора XIV века Джованни да Кампионе

DSC06086.JPG

Небольшой пятачок площади Дуомо был сердцем старого Бергамо, здесь собирались жители города, провозглашались указы, составлялись нотариальные акты, обменивались товарами и заключались сделки. Но по решению Венецианской республики была построена новая городская площадь, которая теперь называется Старой площадью (Piazza Vecchia). Пьяцца Веккья - это уже привычная просторная прямоугольная площадь, на которую можно выйти через арки с площади Дуомо. Старая площадь была построена на месте, где находился древнеримский форум. В центре площади фонтан Контарини, из которого можно и сейчас пить воду, вытекающую из пастей сфинксов. На площадь выходит городская ратуша XII века - палаццо делла Раджоне,  высокая башня Торре Чивика. В 22:00 можно услышать целых 100 ударов огромного колокола Кампаноне ("очень большой колокол") на башне

DSC06089.JPG

Белый дворец Палаццо Нуово (Новый дворец) был резиденцией городских властей до 1873 года, а сейчас здесь библиотека, в которой хранятся инкунабулы (первые печатные книги) и другие реликвии

DSC06088.JPG

Мы немного продрогли, да и голод не тетка, поэтому направились в первое приглянувшееся кафе на площади, и, как оказалось, весьма удачно, очень даже могу его порекомендовать

DSC06090.JPG

Внутри удивительно хорошо смогли соединить дух времен с современным дизайном, очень уютно, прекрасный выбор десертов



Чудесная елка все еще украшала ресторан с Рождества, очень уютное место. Было много других посетителей, но в основном все пили чай-кофе с десертами, а мы решили подкрепиться посерьезнее



В меню основным блюдом была полента со всякими вариантами, мне очень понравилась моя с чуть остренькими сосисками и кисловатым томатным соусом



Как обычно, в осенне-зимний период темнеет очень рано, но мы еще прогулялись до внутренней крепости Рокка, в сумерках здесь была обстановка как в готическом романе

DSC06099.JPG

На обратной дороге поглазели на витрины магазинчиков и ресторанов на каменных улицах Старого города, очень они мне напомнили Сиену

DSC06093.JPG

DSC06095.JPG

А потом стены Старого города нас порадовали чудеснейшим закатом с четкой линией Альп на горизонте

DSC06106.JPG

Спускаемся обратно в Нижний город тоже пешком по золотой каменной улочке

DSC06108.JPG

И напоследок, еще одно уличное презепе внушительного размера, с живыми елочками, как напоминание о прошедших праздниках

DSC06110.JPG


Tags: Бергамо, Италия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments